Стратегическое управление социально-экономическим развитием. Стратегическое управление развитием территории. механизмы реализации стратегического выбора территории

Стратегическое управление социально-экономическим развитием. Стратегическое управление развитием территории. механизмы реализации стратегического выбора территории

Инвестиции. Инвестиционная привлекательность территории. Инвестиционная функциональная стратегия территории. Инвестиционный потенциал территории. Инвестиционный риск территории. Деловые стратегии территории. Конкурентная стратегия территории. «Портфельная стратегия» территории. Региональный инвестиционный стандарт. Стратегия роста территории. Функциональные стратегии территории

РАЗРАБОТКА ДЕЛОВЫХ СТРАТЕГИЙ ТЕРРИТОРИИ

Разработка стратегических и тактических документов социально-экономического развития территории на уровне страны, региона и многих крупных городов страны стала обычной практикой. Но плохо были проработаны механизмы реализации, ресурсное обеспечение, между документами стратегического планирования в большинстве случаев не было преемственности (в динамике) и согласованности (между уровнями) и др., что, как правило, не приводило к достижению намеченных целей социально-экономического развития регионов и крупных городов. После принятия Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» потребуется вносить серьезные изменения в процесс стратегирования, поскольку появляются новые механизмы, процедуры и инструменты стратегического планирования социально-экономического развития территории. Но наиболее сложной для реализации может быть задача создания системы стратегического планирования.

Система стратегического планирования - механизм обеспечения согласованного взаимодействия участников стратегического планирования на основе принципов стратегического планирования при осуществлении разработки и реализации документов стратегического планирования, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования с использованием нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения. Системный подход в части согласованного взаимодействия участников сам по себе является сложным, а тем более в ситуации, когда документы стратегического планирования должны быть разработаны в обязательном порядке и на муниципальном уровне. Разработка документов стратегического планирования на уровне городских округов и муниципальных районов (а можно ли сделать стратегию социально-экономического развития муниципального района, на задумавшись о перспективах социально-экономического развития городских и сельских поселений этого района?) предполагает осуществление большого комплекса работ по подготовке и последующей реализации стратегий.

Более высокое качество стратегического планирования социально-экономического развития страны, регионов и муниципальных образований, а также создание системы стратегического планирования предполагают совершенствование деятельности не только в области территориального менеджмента, в том числе стратегического территориального менеджмента, но и в области территориального маркетинга. Только имея ответы на вопросы:

  • в чем специфика территории?
  • что является ее конкурентным(-ми) преимуществом(-ами)?
  • в чем специфика спроса и особенности поведения разных групп клиентов?
  • какую концепцию охвата рынка выбирает территория и какая группа клиентов является целевой?
  • какие аргументы в пользу конкретной территории можно привести, чтобы клиенты отдали предпочтение данной территории как наиболее привлекательному месту проживания, посещения и ведения деятельности?
  • и на ряд других вопросов, - мы сможем разработать стратегию социально-экономического развития территории.

Кроме того, именно территориальный маркетинг, будучи изначально сориентирован на поиск компромиссов между интересами разных групп клиентов, позволяет ставить и решать социально ориентированные задачи, в том числе в части обеспечения устойчивого развития территории в долгосрочной перспективе.

Будучи в роли клиентов (потребителей), представители разных групп общественности (местные жители, предприниматели, некоммерческие организации) являются субъектами территориального маркетинга. Вначале они «озвучивают» свои потребности, желания, нужды, а потом могут быть соисполнителями общих дел по повышению качества жизни на территории, развитию и улучшению бизнес-климата, созданию условий для развития туризма и т.д. Эти же группы клиентов - пользователей благ, ресурсов, полезностей территории могут быть вовлечены в процесс разработки стратегических и плановых документов социально-экономического развития территории.

Федеральный закон предполагает широкое включение общественности в проведение анализа и выработку видения будущего территории, что будет учитываться при формализации стратегии. Но как только субъекты территориального маркетинга будут вовлечены в процесс разработки и общественного обсуждения стратегических, а затем плановых и программных документов территории, они смогут в большей степени соотносить свои желания, потребности, нужды с возможностями, которыми располагает территория. В роли участников процесса разработки Стратегии социально-экономического развития территории разные субъекты территориального маркетинга смогут лучше узнать о том:

  • насколько были достигнуты ранее поставленные цели социально-экономического развития территории;
  • какие ресурсы и с какой результативностью были вовлечены в достижение этих целей;
  • возникли ли новые условия, ограничения, препятствующие достижению ранее поставленных целей, или, наоборот, появились новые возможности в достижении целей социально-экономического развития территории;
  • есть ли резервы повышения результативности и эффективности использования традиционных ресурсов и вовлечения новых ресурсов территории, актуализации перспектив использования существующих потенциалов территории;
  • есть ли лучшая практика (опыт) других территорий, например, в части повышения инвестиционной привлекательности территории и повышения качества жизни населения и т.д.;
  • существуют ли объективные ограничения, которые предопределяют стратегический выбор развития территории, и др. Получается, что субъекты территориального маркетинга,

с одной стороны, должны сформировать видение будущего своей территории и разработать механизмы достижения поставленных стратегических целей, а с другой - они сами являются потребителями благ, услуг, полезностей, которые будут созданы на территории. Возможно, после участия в процессе разработки Стратегии социально-экономического развития территории потребности субъектов территориального маркетинга будут скорректированы, например, не по принципу «все и сразу», а с выделением более значимых потребностей, ключевых нужд, с учетом потребностей и других групп клиентов, с разнесением во времени (по этапам) и т.д.

Сделаем одно уточнение: можно по-разному трактовать категорию «стратегия». Стратегия - это план и будущее, маневр, действие, место (позиция), принципы, направление, видение. Каждый из этих смыслов отражает сущность стратегии, и в каждой трактовке можно найти достоинства и недостатки. Но мы предлагаем на первом этапе работы по стратегированию просто «держать это в голове», а начинать все-таки с понимания стратегии социально-экономического развития территории как «видения» территории в достаточно отдаленной (долгосрочной) перспективе, определяя скорее направление в движении от того, «что есть», к тому, что «должно быть (хотим получить)». Очевидно, потом можно будет перейти и к иному пониманию сущности категории «стратегия», что позволит осуществлять работы по ее формированию и формулированию комплексно и продолжать работу в части прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития территории.

В целом соотнесение территориального маркетинга со стратегическим планированием социально-экономического развития территории позволяет нам прийти к следующему рассуждению. Если ранее мы говорили о территории, которая себя представляет, позиционирует, а ее «выбирают» потенциальные потребители благ и услуг территории, то сейчас мы можем говорить о том, что территория (в лице субъектов территориального маркетинга) должна сама понять, каким она видит свое будущее, а значит, например, в первую очередь поддерживать отдельные группы клиентов в соответствии с принятым решением о дифференцированной концепции охвата рынка. Как в бизнесе, когда не только спрос рождает предложение, но и предложение рождает (формирует, создает) спрос. Необходимо осознать, что территории с учетом ее стратегических целей социально-экономического развития могут быть нужны не все возможные клиенты в равной степени, а полезные территории клиенты. Мы и от «всех» не откажемся, но ограниченные ресурсы потратим в первую очередь на поддержку «нужных» (значимых, важных). Иными словами, субъекты территориального маркетинга и прежде всего органы власти могут и должны соотносить свою политику в области территориального маркетинга со стратегическими целями социально-экономического развития территории и использовать наиболее результативные и эффективные инструменты достижения стратегических целей и решения задач социально-экономического развития территории.

Возможно, придется делать выбор, какой из методов развития территории считать приоритетным, или достигать каким-то образом сочетания разных подходов, осознавая разную их значимость для достижения стратегических целей социально-экономического развития территории. Ф. Котлер и К. Асплунд писали о четырех методах развития места:

  • 1) развитие социальной сферы (создание качественной среды для двух целевых групп - местных жителей и потенциальных жителей. При этом необходимо понимать, что хороший уровень общественного обслуживания должен соотноситься с разумными затратами);
  • 2) улучшение городской среды (улучшение городского устройства, архитектурного облика и ландшафтного дизайна, землепользования, пространственного планирования, чистоты и экологического состояния. Реализация градостроительных проектов может стимулировать возрождение исторических традиций, местной специфики в облике зданий и планировки территории и т.д., реализация программ «зеленого города» также повышает привлекательность городов как комфортных и экологически чистых мест постоянного проживания);
  • 3) экономическое развитие (содействие экономическому и деловому развитию, обеспечение конкурентоспособности территории и ее инвестиционной привлекательности. При реализации этого метода необходима согласованная деятельность органов исполнительной власти и бизнес-сообщества территории, в том числе некоммерческих организаций предпринимателей, например, Союзов, Ассоциаций предпринимателей. В результате деловой климат может быть улучшен и могут быть разработаны наиболее востребованные инструменты поддержки бизнес-инициатив и др.);
  • 4) стратегическое рыночное планирование (целенаправленное создание конкурентной ниши на основе своеобразия территории и ее эффективное освоение. Будущее территории формируется на основе конкурентного анализа и грамотного позиционирования территории, что со временем может превратиться в понимание необходимости подчеркивать свое своеобразие и наличие особых преимуществ для развития отдельных отраслей и видов деятельности, развитие которых ведет к созданию (формированию) новой стоимости. Еще раз вспомним, что культурный, социальный и символический капитал территории действительно могут быть в основе таких видов занятости и бизнеса, которые получили название «креативных индустрий». Потому мы и используем категорию «капитал», так как за счет уважения к прошлому и открытости новому, сформированному интеллектуальному климату (экономика знаний) и ряду других факторов действительно происходит создание новой стоимости).

При обдумывании этих вопросов придется отталкиваться от того, что каждая территория имеет некую предопределенность выбора, вызванную объективными причинами (климат, удаленность от центральных мест страны, размер населенного пункта и др.), но это не означает, что нельзя поставить такие стратегические цели, достижение которых предполагает скорректировать основные направления социально-экономического развития территории и уточнить (изменить) приоритеты социально-экономического развития территории. Каким бы ни стало «видение» будущего территории (с одной стороны, во многом предопределено, с другой - признание факта неопределенности развития внешней макросреды территории), но последовательное осуществление действий в области стратегического планирования (целеполагание, оценка рисков и угроз, определение основных направлений развития, формулировка результатов и уточнение показателей реализации стратегии и др.) позволяет в некотором смысле «конструировать», изменять будущее территории. Если далее будет осуществлен полный цикл работ по прогнозированию, планированию и программированию достижения этого будущего (определены приоритеты, сформулированы задачи и мероприятия, привлечены необходимые ресурсы, будет осуществляться контроль над достижением количественных и качественных результатов, проводиться мониторинг собственно процесса реализации мероприятия и при необходимости корректировка действий и др.), то некий «сконструированный» более привлекательный образ территории мы действительно получим.

Для того чтобы сформировать образ стратегического будущего и сформулировать стратегию социально-экономического развития территории, а также подобрать наиболее результативные и эффективные методы и инструменты достижения стратегических целей, необходимо разработать деловые стратегии, которые обеспечат долгосрочные конкурентные преимущества территории и ее устойчивое развитие в будущем. Рассмотрим основные подходы к анализу конкурентоспособности и выработке соответствующих деловых стратегий на примере компании. Затем выберем то лучшее, что разработано в корпоративном менеджменте и что максимально подходит к использованию в территориальном менеджменте.

М. Мак-Дональд выделил следующие концепции стратегического анализа конкурентных маркетинговых стратегий.

  • 1. Концепция «жизненного цикла товара» позволяет не только выработать соответствующий этапу жизненного цикла товара маркетинг-микс и менять ориентацию менеджмента, но и прогнозировать поведение конкурентов и корректировать тактику поведения в конкурентной борьбе на каждом этапе жизненного цикла товара.
  • 2. Концепция кривой опыта, согласно которой приобретенный опыт и его влияние на уровень затрат и цен имеет большое значение для повышения конкурентоспособности компании. Захват доминирующей доли рынка на этапе роста жизненного цикла позволяет имеющимся у компании преимуществам по затратам преобразоваться в ценовые преимущества, что ведет к росту доли рынка. Концепция концентрирует внимание на характере изменений: затраты - цена - объемы производства.
  • 3. Концепция портфеля товаров (матрица Бостонской консалтинговой группы). Данная концепция берет свое начало в финансовой теории, где применяются сбалансированные комплексы рискованных инвестиций, обеспечивающие инвестору требуемую прибыль. Некоторые инвестиции рассчитаны на немедленную прибыль с невысоким риском, другие - на рост капитала с низким текущим доходом, третьи - на рискованные инвестиции, сулящие высокие доходы в будущем. Для обеспечения как текущего, так и перспективного дохода желательно составлять сбалансированный портфель инвестиций. Применительно к маркетингу эта концепция рассматривает товары в роли инвестиций, которые либо требуют затрат, либо приносят доход, в зависимости от их места в портфеле продуктов. Конкурентоспособность компании в целом возрастает, если компании удается правильно планировать свои усилия и направлять денежные потоки с целью сохранения сбалансированности доходов и инвестиций сегодня и в долгосрочной перспективе.
  • 4. Концепция привлекательности - разработка моделей конкурентных позиций, в ее основе - матрицы General Electric и McKinsey, в которых оценивается привлекательность рынка и конкурентная позиция (деловое влияние), а также матрица Shell Chemical Company , в которой оцениваются конкурентные возможности компании и перспективы прибыльности сектора рынка. Данные матрицы позволяют принять решение о реструктурировании деятельности на базе прибыльности и, возможно, смене приоритетов деятельности, а также достаточно объективно сравнивать компании-конкуренты друг с другом.
  • 5. Концепция планируемого расхождения И. Ансоффа, которая была выражена в модели роста товара - рынка и предполагала поиск перспективных направлений для развития существующих компаний за счет развития рынка, развития товара или диверсификации деятельности. Конкурентное преимущество будет достигнуто, если управление рыночным ростом будет соответствовать возможностям фирмы и если компания будет рассматривать управленческие альтернативы и возможности по достижению целей в комплексе.
  • 6. Концепция стратегического опыта - PIMS- модель , предполагающая достаточно формализованный подход, объединяющий в себе статистический анализ и компьютерное моделирование информации, которые определяют зависимость между стратегией и эффективностью деятельности компании и обеспечивает ряд практических указаний для стратегического планирования. Такие модели позволяют провести «тест на реальность» рассматриваемых компанией конкурентных стратегий.
  • 7. Концепция отраслевой структуры М. Портера позволяет определить пять основных структурных сил, управляющих отраслевыми конкурентами. Этот тип анализа полезен при оценке стратегических возможностей и конкурентных угроз, позволяет выработать прочную позицию компании на рынке в долгосрочной перспективе за счет выбора альтернативных конкурентных стратегий, которые обеспечили бы потребителю ощутимое преимущество по цене, по пользе или создали бы предпосылки устойчивого предпочтения узкоспециализированного производителя.

Представленные методы оценки конкурентоспособности компаний заслуживают внимательного изучения. Не все из теории и практики корпоративного менеджмента можно использовать в территориальном маркетинге. Мы рассмотрим три деловые стратегии, разработка и реализация которых оправданна в рамках территориального маркетинга: «портфельную» стратегию, стратегию роста, конкурентную стратегию.

  • Анализ влияния выбранной стратегии на величины прибыльности и наличности (PIMS - The Profit Impact of Market Strategy).

Стратегическое управление - это такое управление, которое ориентирует деятельность органов власти и управления на потребности населения, опирается на человеческий потенциал и гибко реагирует на изменение во внешней среде, что позволяет территории конкурировать с другими территориями и достигать целей развития.

Стратегия это - программа, план, курс субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой области деятельности.

Стратегия - это детальный, всесторонний, комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение целей развития.

Стратегия - это набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.

Обоснование необходимости и целесообразности разработки стратегии.

1. Стратегия - это реальный инструмент повышения эффективности управления, т.к. только на ее основе органы власти и органы управления могут сосредоточить свое внимание на определение судьбы территории в долгосрочной перспективе.

2. Стратегия - это признанный в мировой практике элемент в системе документов, обеспечивающих управление развитием территории, задаёт приоритеты и помогает принимать текущее решение с учетом видения перспективы.

3. Разработка стратегии позволяет достичь общественного согласия на основе гармонизации интересов и конструкторского диалога органов МСУ, органов госвласти, населения и предприятий.

4. Разработка стратегии способствует укреплению имиджа территории и репутации органов МСУ и органов гос.власти как открытых для диалога и сотрудничества.

5 Разработка стратегии способствует привлечению инвестиций на территорию. Наличие стратегии обязательное требование, выдвигаемое при реализации крупных инвестиционных проектов с иностранным участием.

6.Стратегия - это средство лоббирования интересов территорий на региональном, федеральном и международном уровне.

Типы стратегии: С точки зрения объектов воздействия различают стратегии ориентированные на: 1 .капитал 2. на рабочую силу 3. качество трудовых ресурсов 4. на инновации 5. на коммуникации 6. на экономическую среду 7. окружающую среду.

В большинстве стратегий прописаны такие аспекты как:

1.Формулируется миссия территории. Фиксируются цели и задачи.

2.Определяются важнейшие отрасли экономики и общее условие развития.

3. проводится SWOT-анализ.

Стратегический выбор МО - совокупность приоритетных функций, выполняемых МО в рассматриваемой перспективе. Их реализация должна обеспечить достижение главных целей его комплексного социально-экономического развития.

Задача стратегического выбора - выявление внутренних закономерностей развития МО.


Обоснование страт-го выбора МО - сложный процесс, осуществление которого требует соблюдения принципов целесообразности, комплексности, системности, адекватности, эффективности, минимизации риска, баланса интересов и легитимности.

Принцип комплексности - рассмотрение приоритетных функций, реализуемых МСУ, в совокупности с прогнозными социально-экономическими характеристиками и факторами его развития.

Принцип системности - тесно связан с принципом комплексности; следование его требованиям означает, что определение перспективных функций МО должно осуществляться с учетом взаимосвязей, характеризующих взаимозависимость его развития с субъектом РФ, на территории которого оно находится, с другими регионами и МО, страной в целом.

Принцип адаптивности - осуществляется с учетом возможных изменений внешней среды, которые могут обусловить корректировку выбора. Такая корректировка должна проводиться с минимальными политическими, социальными и экономическими издержками.

Принцип эффективности - достижение требуемого качества жизни населения с наименьшими финансовыми и социальными затратами.

Принцип минимизации риска - оценка различных рисков, обусловленных выполнением им тех или иных приоритетных функций в будущем.

Принцип баланса интересов - нахождение консенсуса между различными властными структурами, профессиональными и общественными группами населения относительно стратегических функций, выполняемых МО.

Принцип легитимности - обязательность рассмотрения и принятия предложенного варианта стратегического выбора на уровне представительного органа МСУ. Стратегический выбор МО должен в общем случае удовлетворять следующим требованиям:

Обеспечивать реализацию муниц-х стандартов качества жизни населения;

Обеспечивать развитие экономики МО до уровня, позволяющего муниц-ым властным структурам в полной мере реализовывать конституционное право на осуществление МС;

Быть экономически эффективными, то есть обеспечивать достижение страт-х целей с наименьшими затратами: - минимизировать риски (социальные, экологические, политические и т.п.), связанные с реализацией МО своего нового страт-го выбора.

7.5. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ И ВЫБОР ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ

Инвестирование - вложение средств, которые образуют доход и ведут к достижению определенного социального эффекта.

Инвестиции - товар, обеспечивающий воспроизводство экономики, поэтому выработка наиболее целесообразной инвестиционной политики является ключевой задачей администрации территории.

Возможные пути привлечения инвесторов:

1. участие в приватизации мун. собственности различные рекреационные проекты (создание гостиничных, театрально- концертных, спортивно-оздоровительных комплексов)

2. сдача в аренду земельных участков с последующим строительством (жилья, ресторанов, офисов, деловых центров), а также передача предпринимателям объектов незавершенного строительства.

3. Приобретение и оснащение малых производств по переработки с/х продукции (хлебопекарни, сыродельни), изготовлению строительных материалов (черепицы, плитки, кирпича). Перечисленные возможные направления могут быть связаны с привлечением средств зарубежных инвесторов - создание совместных предприятий, продажу предприятий полностью иностр-му владельцу или организацию компаний с исключительно иностр. капиталом. Этапом решения этих задач является создание благоприятного инвестиционного климата. Инвестиционный климат - совокупность находящихся под влиянием властей универсальных условий для хозяйственной деятельности и инвестиций, определяемых городским хозяйственным регулированием,

Инвестиционный климат включает в себя следующие составляющие (3 блока):

1. географическое положение - природные богатства территории; -состояние окружающей среды городе.

2. структурное разнообразие(университеты исследовательские организации обеспечивают приток свежих идей для разработки новых продуктов и услуг;

Уровень развития инфраструктуры рынка (системы инфраструктуры

работают быстро и надежно)

Уровень культуры и образования населения (уровень образования населения высок, рабочие имеют необходимую квалификацию).

3. нормативно-правовое поле (хоз. законодательство и регулирование не ограничивают развитие производства)

Информационное и коммуникационное поле

Уровень социально-политической стабильности

Уровень экономической стабильности (производственные затраты (топливо, энергия, услуги инфраструктуры), находящиеся под контролем власти низки, существует доступ к инвестиционному капиталу и кредитным ресурсам).

Уровень взаимодействия органов управления предприятиями (существуют

возможности получения консультаций по методам управления, партнерские отношения)

Система льгот инвесторам (налоговая система приемлема и стабильна)

Оценка трудового потенциала (уровень занятости населения, уровень

безработицы, доля лиц с высшим и средним профессиональным образованием)

- «точка роста» (удельный вес природно-ресурсного потенциала, удельный вес свободных производственных мощностей на действующих предприятиях).

Для привлечения инвестиций необходима разработка и реализация местной инвест, политики.

Сущность мун-ной инвест-й политики можно определить как целенаправленную научно обоснованную деятельность органов МСУ по привлечению и эффективному использованию инвестиционных ресурсов для решения проблем комплексного социально-экономического развития МО и. как следствие, улучшения качества жизни населения, образующего местное сообщество.

Выявление приоритетных проблем развития МО, решения которых требует привлечения инвестиционных ресурсов;

Формирование системы целей укрепления базы МСУ;

Разработке осн. направлений и конкретных мер по привлечению инвестиций.

При формировании местной инвест, политики следует ориентироваться на следующую систему принципов: целенаправленность, вариантность, гласность и избирательность

Целенаправленность - выбор и обоснование конкретных для рассматриваемого периода целей инвестирования.

Принцип вариантности - разработка и оценка возможных стратегий и тактик инвестирования.

Избирательный характер - т.е. осуществление преимущественно в решении особо приоритетных социально-экономических проблем развития МО.

Гласность - это позволит занять активную позицию всем потенциально возможным инвесторам.

Местная стратегия инвестиций должна соответствовать след. условиям:

Социальная ориентация инвестиций –

1.приоритет соц-проблем при выборе направлений и объектов инвсстирования.

2 приоритет соц-х и экологических факторов при оценке прогнозируемых результатов и последствий инвестиций)

- «местная» ориентация инвестиций (приоритетное соблюдение интересов

местного сообщества при принятии решений в сфере инвест-й деятельности)

Соблюдение условия «не навреди» (введением института обязательной вневедомственной экспертизы инвест-х проектов и предложений)

Реализация условия «встречной инициативы» (активная позиция органов МСУ по отношению к поиску и подбору инвесторов)

Особую роль в создании и поддержании благоприятного инвестиционного климата играет механизм взаимодействия местных властей с предприятиями и инвесторами.

Инвестиционный риск – это вероятность неполной реализации инвестиционного потенциала, в виду наличия негативных, социальных, политических или экологических условий инвестиционной деятельности,.

Составляющие инвестиционного риска – это законодательный риск, политический, социальный, экономический, финансовый, криминальный, экологический.

(инв. активность – это привлечение инвестиций в основной капитал., а инвестиции в основной капитал – это совокупность затрат на приобретение, создание и модернизацию основных фондов).

Целью инвестиционной политики является создание такой инвестиционной системы, которая способна привлекать и осваивать инвестиционные ресурсы в объемах, необходимых для повышения конкурентоспособности экономики и обеспечивание стабилизации социально-экономического развития.

Задачи инвестиционной политики:

· формирование благоприятного климата;

· формирование пакета инвестиционный проектов, которые имеют важное значение для социального экономического развития МО;

· создание условий для ускоренного обновления основных фондов предприятий;

· создание системы информационного обеспечения инвестиционной деятельности.

Принципы инвестиционной политики:

· Учет приоритетных целей и направлений социально-экономического развития МО-й;

· Добровольное и взаимовыгодное сотрудничество участников политики на основе договоров и соглашений;

· Взаимосвязь инвестиций и инв. политики;

· Гласность формирований и реализаций инв. политики;

· Объективность принимаемых решений;

· Неизменность, т. е. гарантированность принятых решений;

· Равный доступ участников политики к получению поддержки.

Формы государственной поддержки инвестиционной деятельности.

Формы могут быть прямого участия органов МСУ в инвестиционной деятельности, и косвенного.

Бюджетные инвестиции (не возвратные деньги, делятся доли акции);

Бюджетные кредиты (возвратные средства, в полном объеме и %?).

Формы косвенного участия (или иные формы):

Предоставление на конкурентной основе гарантий по инвестиционным проектам. Гарантии предоставляются в целях обеспечения обязательств инвесторов по возврату заемных денежных средств на конкурсной основе;

Предоставление отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет МО;

Предоставлению налоговых льгот, в части платежей, подлежащих зачислению в бюджет МО;

Выпуск муниципальных облигационных займов на инвестиционные цели;

Консультативно-информационная поддержка инвестиционной деятельности;

Содействие в организации инфраструктуры инвестиционной деятельности.

Направления инвестиционной деятельности:

· организация инвестиционной деятельности в соответствии с приоритетами развития;

· льготы по налогам приоритетных производств;

· субсидирование процентной ставки кредитов коммерческих банков по наиболее эффективным инвестиционным проектам;

· льготы по аренде недвижимости, находящейся в МС;

· выпуск облигационных займов;

· экономическая поддержка лизинга (покупка в кредит);

· формирование инвестиционного имиджа и повышение инвестиционной привлекательности.

7.6. МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИИ: КОНЦЕПЦИЯ И ТЕХНОЛОГИИ

Маркетинг – это инструмент «навигации» движения и функционирования МО. Выделяют 4 целевых рынка в сфере муниципального маркетинга:

1.рынок приезжих. Он складывается из деловых посетителей (бизнесмены), командировочные, частные посетители (туристы, друзья, родственники);

2.жители и работающие по найму (живут на территории МО, а работают по найму);

3.отрасли экономики и инвесторы; (стратегии увеличения производственного потенциала: а) поддержка существующих предприятий приоритетных отраслей промышленности; б) создание новых предприятий; в) привлечение предприятий из других мест);

4.выход территории на другие рынки страны и междун. рынки, это означает, способность территории производить товары и услуги необходимые другим территориям.

Стратегии маркетинга:

Маркетинг – имиджа подразумевает создание, развитие и распределение общественного признания положительного имиджа территории. В рамках этой стратегии рассматриваются варианты:

Положительный имидж. Этот имидж нуждается в усилении, подтверждении и распространении на возможно большее количество целевых групп;

Слабо выраженный имидж. Территория может быть неизвестна целевым группам. Необходимо целенаправленно формировать информационные потоки;

Излишне традиционный. Пр. Великобритания. Необходимо изменять имидж и делать территорию более современной;

Противоречивый. Задача заключается в разрыве такого рода связок и в исправлении имиджа территории (+- производство и «минус» - экология, все взаимосвязано);

Смешанный имидж. Пр. Италия. + солнце, климат, историч., архитект. и т. д., и «минус»– катаклизмы, забастовки…; задача территории в том, чтобы высвечивать позитивные черты и замалчивание негативных;

Негативный. Пр. Чечня. Задача в разрешении существующего имиджа и создание нового;

Чрезмерно привлекательный. Пр. Москва, Швеция, Калифорния. (приток желающих приехать, повышение налоговых ставок, сокращение питьевой воды);

Маркетинг привлекательности. Включает мероприятия, направленные на повышение привлекательности территории для человека (пр. Гаити – СПИД, наркотики, но туда едут – там ставка – мистические обряды..);

Маркетинг достопримечательностей. Это естественные достопримечательности (озера, реки, моря, горы, исторические наследия, храмы, музеи, известные личности, архитектура, объекты культуры…), Париж – триумфальная арка, С-Пб – Эрмитаж,…;

Маркетинг инфраструктуры. Признаки: надежное электроснабжение, чистая питьевая вода, развитие коммуникаций, безопасность на улицах (Индия);

Обеспечения поддержки. Со стороны граждан, политиков, организаций. Данный маркетинг относится к жителям территорий, объединениям и союзам граждан в работе с общественностью. Задача заключается в их добродушной мотивации по отношению к приезжающим, к повышению уровня сплоченности жителей.

Дополнение. Стратегия – маркетинг имиджа . Мероприятия и место проведения: пр. Эйфелева башня – Париж, собор Василия Блаженного, гастроли большого театра – Москва..; маркетинг инфраструктуры – улучшение и поддержка системы образования США – г. Ценценати; строительство метро – Нижний Новгород; планировка городской территории – повсеместно…; маркетинг достопримечательностей – реконструкция Нижегородского Кремля, открытие аквапарка, проведение дней Пушкина в Михайловском, карнавал – Кельн…; поддержка граждан – обучение обслуживающего персонала (гостиниц, таксистов Великобритания..), компания по улучшению обслуживания иностранных покупателей (Париж).

История развития стратегического управления насчитывает два этапа – концептуальный и практический. В древнем Риме развивалась концепция «благородного» управления, которая сводилась к мысли «Дело не в том, чего заслуживают наши враги, а в том достойна ли нас та реакция, которую они пытаются спровоцировать». В древнем Китае были выработаны 36 «хитростей», обеспечивающих «победу генерала», которые основаны на приоритете государственных интересов.

Современная практика стратегического управления насчитывает несколько хронологических этапов

1. до второй мировой войны развивалось бюджетирование как краткосрочное стратегическое решение по управлению предприятием.

2. в 50-е годы 20 века получило развитие долгосрочное планирование с учетом фактора времени – дисконтированием.

3. в конце 60-х годов экономическая обстановка изменилась и перешли к стратегическому планированию, которое отличается от долгосрочного учетом фактора изменчивости – динамизма - внешней среды и главного ее элемента - конкурентов.

4. к 90-м годам прошлого века большинство корпораций перешли к стратегическому менеджменту, качественно иному подходу к принятию управленческих решений. Основоположником стратегического менеджмента принято считать И. Ансоффа, который предложил поделить процесс на две части

Анализ ситуации и выбор стратегической позиции

Оперативное управление реализацией стратегии в реальном времени.

5. современное достижение в стратегическом менеджменте связано с именем Р. Аккофа, который определил новый этап развития данного вида управления предприятием, назвав его интерактивный стратегический менеджмент». При интерактивном подходе к формированию стратегической позиции и контролю реализации стратегии в процессе участвует весь персонал предприятия.

8. Стратегическое управление развитием территорий: современные подходы и методы

Сущность стратегического подхода к развитию региона заключается в следующем. Во-первых, регион рассматривается как организационная система, внешняя среда которой (национальная и зарубежная) становится не менее, а в ряде случаев более важной, чем внутренняя. Внешняя среда региона характеризуется неопределенностью и изменчивостью, неполнотой информации, таит угрозы и вызовы.

Во-вторых, чтобы выжить и развиваться в таких условиях, снизить неполноту информации, неопределенность и риски внешней среды, разрабатываются образ желаемого будущего (видение – vision, миссия, цели) региона и способы его достижения путем изменения региона и его окружения, т.е. стратегии. При этом цели соотносятся с ресурсами, возможностями, потенциалом региона.

В-третьих, поведение региона как организации направлено, главным образом, не на реагирование после случившегося, постфактум (устранение последствий, адаптацию к среде), а на предвидение, упреждающие действия. Поведение организации становится не только активным, но и проактивным.



В-четвертых, регион обеспечивает не просто экономический рост, а свое качественное изменение, т.е. социально-экономическое развитие.

Особенности стратегического управления регионом определяются его сущностными чертами, назначением, миссией в составе государства, определяемыми необходимостью выполнения социальной функции в широком смысле этого слова как организации социума, жизни сообщества людей на определенной части государства, территории.

Субъектно-функциональный подход к региону позволяет дифференцировать его функции и синтезировать следующее понятие: регион – это государственно-территориальное образование, имеющее административные границы (иногда и государственные границы для приграничных или эксклавных территорий) и органы управления, в котором обеспечиваются: качество и уровень жизни людей (населения); условия ведения и развития предпринимательства; использование, воспроизводство и обновление территориального потенциала (экономического, социального, природно-ресурсного, научно-технического, инновационного, культурного и других видов потенциала) в интересах живущего и будущего поколений в рамках единого национального пространства (Шеховцева, 2005).

Определение особенностей стратегического управления развитием региона основывается на исследовании его как системы и организации.

На базе системного подхода к региону можно выделить элементы региональной системы: – активные: население, бизнес-сообщество, органы управления; – пассивные: инфраструктура, институты, безопасность, экология. Первые элементы являются носителями целей региона, вторые – обеспечивают их выполнение.



Исследование взаимосвязей этих элементов позволяет установить, что в региональной системе осуществляется преимущественно косвенное (опосредованное) управление, т.е. воздействие на объект управления через среду его обитания, жизнедеятельности. Содержание и методы стратегического управления на уровне региона существенно отличаются от управления бизнес-системами. Управление последними называют бизнес-администрированием в связи с прямым воздействием на объект управления, предполагающим обязательное исполнение решений вышестоящего звена. Специфика государственного стратегического управления заключается в косвенном воздействии на независимые субъекты через их внешнее окружение (среду обитания).

  • Специальность ВАК РФ08.00.05
  • Количество страниц 210
Диссертация добавить в корзину 500p

Глава 1. Теоретико - методологические основы стратегического 8 управления экономикой региона

1.1. Теоретические основы развития региона как сложной соци- 8 ально - экономической системы

1.2. Факторы, определяющие направление социально - экономи- 23 ческого развития территорий

1.3. Методологические аспекты прогнозно - аналитической дея- 39 тельности в региональном социально - экономическом управлении

Глава 2. Стратегический анализ тенденций и предпосылок регио- 54 нального социально - экономического развития

2.1. Информационно - методическое обеспечение анализа и оценки 54 развития сложных социально - экономических систем

2.2. Диагностика социально - экономического состояния региона

2.3. Определение стратегии развития регионального социально - 91 экономического комплекса

Глава 3. Совершенствование управления экономикой региона на 106 основе прогнозно - аналитической деятельности

3.1. Формирование стратегии социально - экономического разви- 106 тия региона

3.2. Оптимизация процессов регулирования социально- 126 экономического развития региона

3.3. Механизм совершенствования управления экономикой регио- 140 на

Введение диссертации (часть автореферата) на тему "Стратегическое управление развитием территорий"

Актуальность темы исследования. На современном этапе развития экономики России одной из самых острых проблем является построение эффективного и гибкого механизма управления социально-экономическим развитием регионов.

Именно на региональный, местный уровень перенесен центр тяжести практического решения задач реформирования социальной сферы, обеспечения действующих социальных стандартов, экологических нормативов. От того, насколько успешно здесь будут проходить процессы реформирования и развития экономики, зависят результаты социально-экономического роста страны в целом.

Сегодня субъекты Федерации и их муниципальные образования сами активно формируют условия экономической деятельности. Они становятся субъектами предпринимательской деятельности и включаются в конкурентную борьбу за привлечение капитала, что требует создания условий, способствующих производству и внедрению инновационных технологий, наличия высококвалифицированной рабочей силы и высокого уровня жизни.

Для обеспечения эффективного управления развитием территории и достижения экономического роста необходимо., проанализировать и максимально использовать весь комплекс возможностей, определяющих динамику социально - экономическое развитие региона.

В этой связи исследование вопросов, связанных с эффективностью управления социально - экономическим развитием территорий на основе разработки методических подходов к оценке и прогнозированию уровня развития региона, обуславливает актуальность темы диссертационного исследования, ее научную новизну и практическую значимость.

Степень разработанности проблемы. Интерес к теоретическому осмыслению вопросов социально - экономического развития регионов в

Российской Федерации значительно актуализировался в последнее десятилетие 20 - века. Различные аспекты этой проблематики нашли отражение в работах таких российских ученых, как Л.И. Абалкин, Э.Б. Алаев, С. Глазьев, A.JL Гапоненко, А.Е. Когут, А.Г. Гранберг, В.М. Глушков, Н.Д. Кондратьев, Л.П. Кураков, Д.С. Львов, В.И. Маевский, В.Л. Макаров, А.С. Маршалова, А.В. Пикулькин, В.Е. Рохчин, Н.Н. Ухов, А.Н. Швецов, P.M. Шниппер, Б.М. Штульберг и др.

Весьма существенным является вклад зарубежных экономистов, таких как Р.Л. Акофф, И. Ансофф, Р. Арон, К. Боумен, Дж. Кларк, Р. Лукас, Дж. Паркинсон, Т. Питере, М. Портер, Г. Саймон, А.А. Томпсон, Р. Уотермен и др.

Вместе с тем, вопросы, связанные с формированием условий эффективного развития регионов, разработкой методики региональной прогнозно - аналитической деятельности оказались наименее исследованными, что во многом определяется " сложностью объекта, многоплановостью факторов, обуславливающих его функционирование.

В этих условиях организовать аналитическую работу на региональном уровне - значит способствовать принятию наиболее эффективных и обоснованных управленческих решений, направленных на нормализацию и оздоровление финансово - экономического состояния регионов.

Данное положение позволяет исследовать проблему социально - экономического развития регионов с новых позиций.

Все вышеизложенное и предопределило выбор темы диссертационной работы, ее цель, задачи, предмет и объект настоящего исследования.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является совершенствование механизма стратегического управления социально - экономическим развитием регионов на основе новых методических подходов и инструментария комплексной диагностики территориального развития.

Реализация поставленной цели диссертационной работы обусловила необходимость решения следующих основных задач:

Исследование организационно - экономических основ социально - экономического развития региона в современных условиях хозяйствования;

Определение факторов, обуславливающих развитие региональных комплексов;

Обоснование системы критериев оценки социально - экономического развития регионов;

Разработка методики диагностического и стратегического анализа социально - экономической ситуации в регионах;

Обоснование направлений повышения эффективности развития на региональном уровне и предложение некоторых методологических подходов к ее оценке;

Определение стратегии развития экономики региона, обеспечивающей повышение конкурентоспособности регионального хозяйства.

Объектом исследования являются территориальные социально -экономические комплексы и трансформация их развития в современных условиях.

Предметом исследования выступают управленческие отношения в процессе реализации стратегии социально - экономического развития регионов и муниципальных образований.

Теоретике - методологическую основу диссертационного исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам управления социально - экономическими системами в условиях рынка; соответствующие законодательные акты и нормативные документы Российской Федерации по вопросам экономической реформы и управления экономикой; материалы научно практических конференций; официальные статистические данные Госкомстата России за 1991 - 2002 г.г., статистические материалы территорий Приволжского Федерального округа и Нижегородской области; отчетные данные о деятельности предприятий по ряду районов области.

Научная новизна диссертации определяется следующими положениями:

Уточнены факторы, определяющие эффективное функционирование и развитие региона в современных условиях хозяйствования;

Систематизированы критерии оценки приоритетов развития сложных экономических систем;

Усовершенствована методика анализа социально - экономического развития региона, предусматривающая комплексную диагностику потенциала региона и возможностей его развития;

Обосновано и введено в научный оборот понятие «прогнозно -аналитическая деятельность», которое включает в себя анализ основных тенденций и характеристик социально-экономического положения региона, диагностический анализ, стратегический анализ;

Разработаны методические подходы к оценке эффективности управления региональным хозяйством;

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности использования разработанных теоретических положений и практических рекомендаций при формировании региональной экономической политики, в повышении качества принимаемых текущих и перспективных решений ^ органами власти на основе предложенной методики комплексного анализа.

Апробация и реализация результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования докладывались на Международных и региональных научно - практических конференциях, опубликованы в ряде учебных пособий.

Основные теоретические положения работы используются в учебном процессе Волго - Вятской академии государственной службы, Волжской государственной академии водного транспорта, НФ ГУ ВШЭ и т. д.

Структура работы. Цель и задачи, поставленные в исследовании, определили структуру диссертационной работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Заключение диссертации по теме "Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда", Жигалова, Надежда Евгеньевна

Заключение

Исследование, выполненное в диссертационной работе, подтвердило правомерность поставленных задач по повышению эффективности стратегического управления развитием территорий на основе совершенствования прогнозно - аналитической деятельности.

Проведенные рядом отечественных и зарубежных авторов исследования различных аспектов проблемы регионального управления внесли существенный вклад в теорию и практику стратегического управления регионально - хозяйственными комплексами. Однако они не в полной мере дают обоснование методическим подходам к формированию условий социально - экономического развития региона, отражают специфику методики комплексной диагностики территориального развития.

Данное обстоятельство предопределяет необходимость обоснования новых теоретических подходов к решению проблемы управления развитием региона, повышению эффективности управленческой деятельности на региональном уровне на основе прогнозно-аналитической деятельности, практической разработке инструментария и методики комплексной диагностики территориального развития, выбору приоритетных направлений интенсификации социально - экономического развития территорий в современных условиях хозяйствования.

1. Исследование организационно - экономических основ управления социально - экономическим развитием региона в современных условиях хозяйствования позволило выделить превалирующие особенности управления развитием региона: управленческие воздействия носят опосредованный характер. Местная администрация, как правило, не в состоянии непосредственно воздействовать на экономические субъекты, действующие в регионе, но, в то же время, администрация может, например, создать условия, которые привлекут новых экономических агентов, которые, в свою очередь, создадут новые рабочие места и окажут влияние на экономическое развитие региона в целом; экономическое развитие территории и эффективное управление этим процессом становится прерогативой управленческого аппарата администрации региона, бизнесменов, политиков и всего населения территории.

2. Для эффективного управления и регулирования экономикой региона первостепенное значение имеет исследование факторов, влияющих на темпы и направления социально-экономического развития региона.

3. Факторы внутреннего порядка при условии их наличия и рационального использования на территории данного образования обеспечивают успешное развитие - местного региона и способны компенсировать действие внешних неблагоприятных факторов. К ним мы отнесли:

Наличие активно действующего организационного ядра, включая чиновников в структуре регионального правительства, руководителей наиболее важных в экономической структуре институтов, предпринимателей и неформальных лидеров.

Необходимо наличие институтов, обеспечивающих устойчивую поддержку деятельности руководителя региона и представителей управленческой команды.

Наличие интегрированного предпринимательского сообщества, склонного к установлению отношений сотрудничества с органами власти и выражающих желание внести свой вклад в процветание региона.

4. Аналитические исследования играют определяющую роль в организации эффективного управления социально-экономическим развитием территорий, так как от достоверности и объективности полученных результатов зависит, в конечном счете, выбор направлений развития и инструментарий управленческого воздействия на объект исследования, что предопределило необходимость разработки методики диагностического и стратегического анализа социально - экономической ситуации в регионах, предложенной автором в диссертационном исследовании.

5. В работе осуществлено обоснование системы критериев оценки социально - экономического развития регионов, предложен свой подход к формированию сравнительной комплексной оценки на основе метода расстояний, адаптированного к данной сфере деятельности.

6. Процесс регионального управления обуславливает необходимость формирования адекватной стратегии развития, модель разработки и реализации которой предложена в диссертации.

7. Анализ рассмотрения проблем формирования стратегии социально - экономического развития показывает, что в конкретных регионах формирование стратегии осуществляется путем использования различных технологий, а главное с учетом специфики ряда факторов, определяющих особенности стратегического выбора и применяемого инструментария управления.

8. При обосновании основных категорий оценки стратегических направлений развития региона выявлено, что территории, имеющие ограниченные собственные сырьевые ресурсы, имеют приоритеты совершенствования функционирования сферы услуг, как главной стратегии интенсификации воспроизводственных процессов.

9. Фактор «управление» используется пока недостаточно. Региональным органам власти необходимо пересмотреть процедуры и регламент принятия решений, ввести стратегическую, прогнозную составляющую в процесс текущего регулирования экономикой, использовать современные научные методы и подходы в практике регионального управления. Вследствие чего в работе дано обоснование необходимости повышения эффективности управления на региональном уровне, предложены некоторые методологические подходы к ее оценке, выделены критерии деятельности государственных и муниципальных органов управления.

10. В целом, региональное управление по своим технологиям отстает от корпоративного управления ведущих предприятий. Не используются такие современные, оправдавшие себя подходы, как реинжиниринг, риск-менеджмент, «управление по отклонениям», контроллинг. Даже бюджетирование, как информационная технология управления денежным потоком хозяйствующего субъекта, на предприятиях получила более глубокое развитие, нежели в бюджетном процессе региона.

11. Комплексный подход к решению проблем, выявленных в ходе исследований, предусматривает разработку ЦКП в соответствующей содержательной структуре, . включающей решение вопросов реструктуризации, развития инфраструктуры, менеджмента, маркетинга, повышения эффективности использования собственности, качества подготовки персонала, поиска источников полного ресурсного и информационного обеспечения, правового сопровождения новых имущественных отношений, разграничения компетенции региональных и муниципальных органов управления.

Реализация разработанных в диссертации мер требует оценки их результативности. Предложенная методика оценки экономического состояния и эффективности управления региональной экономикой позволяет диагностировать уровень развития территорий, выделить приоритетные направления социально - экономического развития регионов и сформировать адекватную стратегию развития.

Апробация предлагаемых методов и подходов по ряду районов Нижегородской области и Чувашской Республики дает основание для вывода о целесообразности расширения сферы их использования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Жигалова, Надежда Евгеньевна, 2003 год

1. Авдашева С., Ястребова О. Государственная поддержка в регионах: состояние и проблемы реорганизации //Вопросы экономики. 2001. - № 5, с.113-124.

2. Адамеску А., Кистанов В. Региональные программы: перспективные вопросы // Экономист. - 1997. №3. - с.34-45.

3. Активизация социально-экономического развития городов и регионов: Информац. издание. Журнал ЕВРОГРАД. - 1998.- № Ю.-76с.

4. Анализ хозяйственной деятельности предпрития/Под ред. Л.Л.Ермолович. Минск: ООО «ИНТЕРПРЕССЕРВИС» УП «ЭКОПЕРСПЕКТИВА», 2001.-571 с.

5. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер Ком, 1999. -416 с.

6. Ансофф И. Стратегическое управление / Сокр.пер. с англ.- М.: Экономика, 1989.-519 с.

7. Баранчеев В. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация // Проблемы теории и практики управления. -1998.-№ 5.-С.85-90.

8. Белянов Е. Органы власти и деятельность предприятий.//Вопросы экономики.-2001.-№5.- с.125-127.

9. Беспалов О.Ю., Покровская K.JL, Покровский Ю.Н., Титов Б.М. Нижегородская область как объект управления // Вестник экономических реформ: ежемесячный региональный информационно аналитический сборник. Н.Новгород: НИЭР. 2000. - № 1. - С. 9-27.

10. Ю.Богатин Ю.В. Швандар В.А. Инвестиционный анализ.М.: ЮНИТИ, 2000. 286 с.

11. П.Богданов С.С., Петров А.Н., Сигов В.И. Стратегия социально- экономического развития районных центров России. М.: Пресс-сервис, 1997.- 152 с.

12. Боумен К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ. Под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

13. Бутов В.И., Люлька О.Ф. Стратегия регионального экономического развития. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС. 2000. - 20 с.

14. Ветров Г.Ю. Индикаторы социально - экономического развития муниципальных образований. М.: Фонд «Институт экономики региона», 2001.-67 с.

15. Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарики, 2000. - 292 с.

16. Волкова В.Н., Чабровский В.А. Цель: прогнозирование, анализ, структуризация. СПб., 1995.-109с.

17. Воротилов В.А. Научные основы реформирования экономики регионов:, альтернативная концепция. СПб.: Петрополис, 1994. - 43 с.

18. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Учеб. Пособие для вузов М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 239 с.

19. Гапоненко А.Л. Стратегия социально экономического развития: страна, регион, город. М.: РАГС. 2001. - 223 с.

20. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики: Учебник. СПб: Изд-во Михайлова В.А., 1998.

21. Глазырин М., Королев В. Механизмы использования потенциала саморазвития муниципальных образований // Экономист. 2000. - №7. -с. 53-60.

22. Глазырин М. Муниципальный производственно-социальный комплекс и механизмы его саморазвития // Экономист. 2000. - № 2. - с.68 - 74.

23. Голубицкая М. Социально-экономическое положение, регионов России/Юбозреватель. 1999. - №12, - с. 58-62.

24. Государственное регулирование экономики. Региональный аспект. Материалы Второй Международной научно-практическойконференции. Т.1,т.2. Н. Новгород: Изд-во НИЭР, 1999.

25. Государственное регулирование экономики региональный аспект.

26. Материалы Всероссийской конференции. Том 2. Н. Новгород: ННГУ,1999.

27. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. -М.: ГУВШЭ,2000.- 495 с.

28. Гришин В.И. Эффективность реформирования экономики региона: проблемы, поиски, решения. Саранск, Красный Октябрь, 2000. 207 с.

29. Гуськова Н.Д. и др. Программно-целевое регулирование социально-экономического развития региона. Саранск, Красный Октябрь, 1999.

30. Демидова JI.A. Сфера услуг в постиндустриальной экономике. // Мировая экономика и международные отношения. 1999. - №2. - с. 2432.

31. Де Сото. Иной путь. М.,1996.

32. Дмитриева О.Г. Региональная экономическая диагностика. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992;-274 с.

33. Европейская Хартия местного самоуправления. - Дипломатитческий вестник, 1998, № 10.

34. Евтеева Н.В. Нетрадиционные методы стимулирования регионального развития // Самарская область на пороге XXI века: стратегия социально-экономического развития. Материалы всероссийской научно-практической конференции Самара: Сам Вен, 1998.- с. 340-342.

35. Жигалова Н.Е. Индикативный обзор внешней среды в системе раннего предупреждения предприятия// Материалы научно технической конференции, посвященной 70 - летию ВГАВТ. Труды ВГАВТ. Выпуск 292. Часть 1.- Н.Новгород: Изд-во ВГАВТ, 2000. - с.70-75.

36. Жигалова Н.Е. Информационно-аналитические аспекты процесса принятия управленческих решений.// Управление бизнесом. Материалы международной научно-практической конференции. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2001.

37. Жигалова Н.Е. Информационный мониторинг социально - экономического развития территорий// Материалы региональной научно - практической конференции.- Н.Новгород: Изд-во НФ ГУ ВШЭ, 2002.

38. Жигалова Н.Е. О формировании концепции социально - экономического развития региона// Материалы региональной научно - практической конференции. Н.Новгород: Изд-во НФ ГУ ВШЭ, 2002.

39. Жигалова Н.Е. По страницам одного исследования.// Экономические проблемы управления территориально отраслевыми системами. Сборник научных трудов. Выпуск 296. Часть 3. -Н.Новгород: Изд - во ВГАВТ,2001. - С.116- 123.

40. Жильцов Е.Н. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг. М.: Издательство МГУ, 1991.

41. Жихаревич Б.С., Лимонов Л.Э. Опыт разработки стратегического плана Санкт-Петербурга // Экономико-математические исследования: математические модели и информационные технологии. СПб.: СПбНЦ РАН, 2000.-С. 165-177.

42. Забелин В.П. Основы стратегического управления.- М.: ПРИОР, 1997.

43. Закон РФ "О государственном прогнозировании и программахсоциально-экономического развития Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. М., Изд-е офиц., 1995. - №30.-Ст.2871.

44. Закон РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. М., Изд-е офиц., 1995.-№35. - Ст.3506.

45. Иванов С.А., Тишин Е.В. Стандарты качества жизни в системе социального управления. СПб.: ИСЭП РАН, 1998.- С. 34-50.

46. Иванченко Л.И., Гневко В.А. Организационные и правовые приоритеты управления региональной экономикой. Инт-т управления и экономики.1. СПб, 1998.-120 с.

47. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение (методология, политика, экономика, право). -Ростов н/Д: издательский центр "МарТ", 1998. -320 с.

48. Кадры регионов. Материалы всероссийской научно практической конференции. -Н.Новгород. 2001.- 213 с.

49. Кичкин Б. Разграничение компетенции органов местного " самоуправления//Проблемы теории и практики управления. 2000. - №4.-с. 78-81.

50. Когут А.Е., Рохчин В.Е. Информационные основы регионального социально-экономического мониторинга. СПб.: ИСЭП РАН, 1995.-143с.

51. Когут А.Е., Рохчин В.Е. Конверсия и экономическая реформа: региональный аспект. СПб.: ИСЭП РАН, 1993.-177 с.

52. Когут А.Е., Рохчин В.Е. Региональный мониторинг: качество жизни населения. СПб.: ИСЭП РАН, 1994.- 87с.

53. Комплексная программа социального развития "Нижегородский край XXI век": Основные положения / Рук. Ю.И. Ежов. Н.Новгород: КПКРКИНиж.обл., 1998.-33 с.

54. Контроллинг как инструмент управления предприятием./ Под ред. Н.Г.Данилочкиной.-М.:ЮНИТИ, 2001.-279 с.

55. Королев О. Пути стабилизации социально-экономического положения региона//Экономист. 2000.-№ 8. - с. 61 - 65.

56. Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

57. Крылович А.В. Информационные технологии в управлении предприятием.- М.: Корпоративные информационные системы, № 3, 2000.

58. Курс "Городское управление" для региона Европы и Центральной Азии. . Киев: Институт всемирного Банка, 2002. - 507 с.

59. Ларин М.В. Управление документацией и новые информационные технологии. М.: Научная книга, 1998. - С. 20 - 24.

60. Левсиц А.Я., Новиков А.В.,-Смирнягин Л.В. Региональная стратегия России.-М.: Аналит. Центр при президенте РФ, 1994.

61. Лексин В.Н., Швецов А.И. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.:1. УРСС, 1997.-372 с.

62. Любимцева С. Потребительский спрос и предложение на внутреннем рынке. // Экономист. 2002. - № 5. - с. 33-50.

63. Майн Е. О формировании концепции социально-экономического развития Ярославской области. //Экономист.-№ 10.-2001. с.37-41.

64. Маркова В.Д. Маркетинг услуг. - М: Финансы и статистика, 1996.

65. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. М-Н.: Инфра - М Сибирское соглашение, 2000. -287 с.

66. Менеджмент в сфере услуг / Под ред. Уколова В.Ф. М.: Луч, 1995. -347 с.

67. Местное самоуправление и рыночная экономика: уроки западноевропейского опыта / Под общ.ред. д.э.н. Б.М.Гринчеля- СПб.: Ин-т ЕВРОГРАД, 1996. 295с.

68. Методические аспекты экономического анализа: Сборник научных статей. Екатеринбург: Изд - во УГТУ, 1997.

69. Муниципальное экономическое развитие. Муниципальные экономические программы городов Нижний Новгород, Саратов, Ярославль. М.: Фонд «Институт экономики города», 1999. - 383 с.

70. Муниципальный менеджмент в Российской Федерации. Выводы и рекомендации. М., 2001.-237 с.

71. Николаев Н., Махотеева М. Выбор стратегии регионального экономического развития//Экономист. 2000. - №3. - с. 54 -60.

72. Общий и специальный менеджмент./Под ред. Гапоненко A.JL, Панкрухина А.П. М.: Изд-во РАГС, 2000. 568 с.75,Ойкен В. Основные принципы экономической политики /Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1995. 494с.

73. Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в РФ // Российская газета. 1999,21 окт.

74. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов/Под ред. А.А. Радугина. М.: Центр, 1997.

75. Основы местного самоуправления в городах России /Под ред. А.Е.Когута. ИСЭП РАН. СПб., 1995. - 257с.

76. Пикулькин А.В. Система государственного управления.-2-е изд. -М.:ЮНИТИ, 2000.

77. Плехов ДА., Плехова Ю.О. Основные направления региональной промышленной политики//Вестник экономических реформ: ежемесячный региональный информационно-аналитический сборник, Н.Новгород: НИЭР.-2000.-№5.-С. 12-21.

78. Поздняков А., Лавровский Б., Масаков В. Политика регионального выравнивания в России//Вопросы экономики. 2000. - №10. - с. 74 - 103.

79. Покровский Ю.Н., Титов Б.М., Покровская К.Л., Титова Н.Г. Управление регионом: различные ракурсы проблемы. Н.Новгород: Издательство1. НИЭР,2001.-207 с.

80. Покровский Ю.Н., Покровская К.Л., Титов Б.М. Стратегические направления региональной промышленной политики // Вестник экономических реформ: ежемесячный региональный информационно-аналитический сборник.- Н.Новгород: Изд-во НИЭР. 2001. № 5. С. 2-37.

81. Покровский Ю.Н., Покровская K.JL, Титов Б.М., Титова Н.Г. Рычаги территориального управления //Вестник экономических реформ: ежемесячный региональный информационно-аналитический сборник, Н.Новгород: Изд-во НИЭР. 2001. № 3. с. 2-18.

82. Портер М. Международная конкуренция. М.,1993.

83. Примечание к докладу М. Boldrin и М. Canowa. // Экономист.-2001.- № 5.- с.34.

84. Пчелинцев О.С. Регионы России: современное состояние и проблема перехода к устойчивому развитию // Проблемы прогнозирования. -2001.-№ 1.-с. 102-111.

85. Региональная экономика: Учебник, для вузов/ Т.Г. Морозова, М.П. и др./Под Ред.проф. Т.Г. Морозовой. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,1998.

86. Регионы России: Стат. сб. В 2-х тт. Российский статистический. ежегодник: Стат.сб./Госкомстат России.- М.,1998. -813с.

87. Реформа системы управления городской экономикой в России в 1998. 2000 годах/Под ред. Н. Б. Косаревой, Р. Дж. Страйка. М.: Фонд

88. Институт экономики города», 2001. 204 с.

89. Россия регионов: Материалы научно-практической конференции. Нижний Новгород. 12-13 октября 2000 года. Н. Новгород: НИМБ, 2000. -214с.

90. Рохчин В.Е. Стандарты качества жизни населения как инструментарий социальной политики // Регион: Политика. Экономика. Социология. -1999.-№1-2.-с.89-91.

91. Савченко П. Федорова М., Шелкова Е. Уровень и качество жизни: понятия, индикаторы, современное состояние в России//Российский экономический журнал. 2000. - №7. - с. 66-73.

92. Сетдиков Р.А. Методы определения социально-экономических целей развития региона и крупного города./Проблемы преобразования и регулирования социально-экономических систем.- СПб.: ИСЭП РАН, 1996.-С. 198-206.

93. Сигов И.И. Регион в системе управления. СПб.: ИСЭП РАН, 1995. -50с.

94. Сидельникова Л.Б. Проблемы информационного обеспечения экономической деятельности предприятия. - М.: Аудитор, 1997.

95. Современный экономический словарь. М.: Информ М, 1996.

96. Спицнадель В.Н. Основы системного анализа/Учебное пособие.-Балтийский государственный технический университет Военмех. - Спб,1998.

97. Стратегический план города: программа социально-экономического развития г. Кирова на период до 2010 года / Рук. авт. колл. проф. А.П.Егоршин. Н.Новгород: Изд-во НИМБ, 2000. - 240 с.

98. Стратегический выбор города: научное обоснование и механизм реализации/ Под ред. В.Е. Рохчина, С.Ф. Жилкина.-Санкт Петербург. 1999.-182 с.

99. Тодаро М. Экономическое развитие / Пер. с англ. М.: ЮНИТИ. 1997.

100. В. Федоткин Федерализм и местное самоуправление: проблемы экономического взаимодействия //Вопросы экономики.- 2000.- № 1.-с.88-98.

101. Федоров Н.В., Кураков Л.П. Прогнозирование социально-экономического развития регионов Российской Федерации. М.: Пресс-сервис, 1998. - 688 с.

102. Ходачек A.M. Стратегический выбор// Экономика. Политика. Инвестиции,- 1998.-№1.-С.14-16.

103. Широков А.Н. Основы местного самоуправления в Российской Федерации (введение в муниципальное управление). - М.: Муниципальная власть, 2000. 304 с.

104. Штульберг Б.М., Введенский В.Г. Региональная политика России. -М.: Гелиос АРВ, 2000. 200 с.

105. Эффективные технологии. в системе государственного и муниципального управления. - Майкоп; Ростов на - Дону: Изд-во СКАГС, 1999. - 736 с.

106. Carmona-Schneider J.J., а.а.О., S. 7, Kratke S., а.а.О., S.25.

108. Europaische Kommission (Hrsg.) Eine Politik der industriellen Wettbewerbsfahigkeit fur die Europaische Union. Mitteilungen der Kommission. Briissel, КОМ (94) 319 vom 14.09.94.f

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Новые подходы к региональному стратегированию: от показателей к реальной конкурентоспособности, от государственной к общественно-государственной стратегии

Предыдущее рассмотрение показывает, что федеральным центром запущен принципиально важный процесс разработки региональных стратегий.

В то же время его методическое и практическое воплощение в значительной мере дезавуирует саму идею регионального стратегирования и оставляет регионы практически один на один со сложнейшими проблемами. Правда, если не выходить за рамки системы бюрократического функционирования, с объективной точки зрения такую ситуацию можно оправдать тем, что программы министерства, которые должны поддерживать процесс регионального развития не финансируются, управленческие новации быстро не внедряются, а поэтому о результатах говорить еще рано, в тех же регионах, где к нововведению отнеслись творчески и в администрации есть сильная управленческая команда, сама работа по организации стратегического планирования не может не принести положительных результатов. С субъективной точки зрения все также выглядит приемлемо: процесс защиты стратегий осуществляется планомерно, рынок консалтинговых услуг к взаимному удовлетворению сторон поделен и т.д.

В то же время, если подняться над сиюминутными заботами власти и бизнеса, то ситуация, с которой сталкиваются регионы и страна в целом, выглядит куда более драматично. В условиях глобализации и обострения конкуренции между ведущими странами мира в политической, экономической, военной и других сферах, и особенно ввиду перспективы вступления России в ВТО, перед страной возрастают вызовы и угрозы оказаться в ряду неконкурентоспособных стран с зависимой экономикой и ограниченным суверенитетом. Поэтому необходимо глубоко осмыслить ситуацию и немедленно приступить к реализации стратегической цели повышения конкурентоспособности страны, сформулированной Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации.

Таким образом, ключевая задача стратегирования и главная задача Власти, если она позиционирует себя в качестве Стратега, а не только функционального места в административной иерархии состоит в обеспечении конкурентоспособности. Мы достаточно подробно вводили понятие региональной конкурентоспособности в работах , поэтому рассмотрим на этой основе проблему обеспечения конкурентоспособности под углом зрения регионального стратегирования. Помимо и, прежде всего прочего, региональная независимость и конкурентоспособность базируется на культурном наследии региона. В настоящее время в большинстве случаев это наследие находится в плачевном состоянии деградации.

Для успеха деятельности стратега регионального или государственного уровня необходимо осознать, что конкуренция между странами и регионами происходит в основном не в материальной сфере, а в области идей, стратегий, проектов, внедрения собственных стандартов, воздействия на сознание и т.д. Таким образом, именно стратегирование, работа с мыслительными конструкциями, стратегическими проектами и программами становится главным механизмом обеспечения конкурентоспособности. Только завоевание лидерства в этой сфере способно обеспечить прорыв в области хозяйства и социальной сферы регионов и страны в целом.

Эффективность стратегической работы определяется мощностью инструментария, которым владеет стратег. Во-первых, мощностью схемы его самоорганизации, насколько мощную позицию он смог сконструировать из тех центров власти, которые являются ведущими игроками на плацдарме их совместной деятельности.

Во-вторых, как было показано выше, для эффективной стратегической работы с таким сложным объектом, как регион, обладающим свойствамигетерогенности, гетерохронности и гетерархированности, необходим более мощный инструмент, чем сценарный подход. Эта проблема обсуждалась нами в работах , в результате чего была предложена концепция и технология для инструментария, основанного на синтезе методологического, научного и проектного подходов. Было показано, что задача синтеза выливается в пошаговое формирование сложной неоднородной конструкции, состоящей из взаимосвязанных схем деятельности, знаниевых и информационных моделей:

Имитационной (игровой), которая восстанавливает и фиксирует на материальных носителях схемы игрового взаимодействия участников социально-экономических отношений,

Математической, которая описывает поведение количественных характеристик квазистационарных социально-экономических и технологических процессов, на основе тех теоретических и экспериментальных (в частности, статистических) данных, которые могут зафиксировать или высказать в качестве гипотез участники игрового взаимодействия,

Информационной, которая описывает структуру данных и информационные потоки в моделируемой среде.

Таким образом, в результате деятельности рабочей группы по стратегическому планированию и прогнозированию социально-экономических систем нам удалось вплотную подойти к созданию экспериментального рабочего инструмента уникальной мощности. Он основан на встраивании в процесс методологически организованной экспертизы процесса формирования недоопределенных математических моделей , который в свою очередь базируется на информационно-аналитической платформе (РИАС), предназначенной для первичного сбора и обработки информации о субъектах хозяйственной и социальной сферы региона. Завершает создание этой интегрированной информационно-коммуникационной системы «Экспериментальная система коллективного описания и проектирования сложных систем на основе недоопределенной математики (н-математики)».

Таким образом, можно констатировать, что заложена основа для создания «общедоступной методической базы по всему кругу вопросов планирования», о необходимости которой говорил А.Г.Хлопонин (см. «Введение»).

Кратко описанный здесь интеллектуальный инструментарий стал методической основой проекта инновационного развития регионов - «Конкурентоспособный регион как точка роста конкурентоспособности России», который планируется развернуть по следующим направлениям:

Конкурентоспособность региональной власти: внедрение эффективных механизмов административного управления и модернизация властных структур, формирование базовых мобилизационных идей для территории,

Общество и человеческий потенциал региона: инициирование процессов самоорганизации общества в регионе, развитие человеческого потенциала, разработка стратегии обеспечения экономической и социальной привлекательности региона, повышение уровня жизни путем реформирования социальной сферы, образования и здравоохранения,

Бизнес и системы организации хозяйства в регионе: выявление специализированных (максимально конкурентоспособных) областей бизнеса и сфер инновационного развития, проведение политики по продвижению данного бизнеса в другие регионы и на международный рынок, а также включению региональных бизнес-структур в реализацию приоритетных национальных проектов. Помимо поиска новых возможностей и выработки стратегии развития для территорий, решается задача формирования механизма координации между региональными администрациями и федеральными органами государственной власти при реализации значимых проектов развития регионов России.

Стратегия развития региона в этом случае формируется в начальной стадии развертывания проекта посредством общественно-государственной экспертизы с максимальным включением заинтересованных сторон и постоянно обновляется по мере продвижения по пути реализации проекта (о технологии см. подробнее в ).

В заключение о приоритетных национальных проектах. На наш взгляд, одна из главных проблем повышения эффективности национальных проектов состоит в том, что они реализуются без изменения среды, в которой они осуществляются, т.е. на старой неподготовленной почве, а также имеют отраслевой, не системный характер подхода к их реализации. Важнейшим недостатком этих проектов является то, что они не являются проектами в собственном смысле этого слова: они не дают онтологию того будущего, которое ими формируется, они также не дают логики реализации этой онтологии будущего, а потому видятся всего лишь как одно из ситуативных средств стимуляции функционирующих механизмов. Решение этой проблемы могло бы состоять в одновременном осуществлении целостного комплекса мер, как бы метапроекта, направленного на кардинальное повышение эффективности организации и развития ключевых сфер регионов, на что и направлен проект «Конкурентоспособный регион».



© 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух