Лекция-визуализация как современная форма изложения материала. Методика подготовки и проведения лекции-визуализации

Лекция-визуализация как современная форма изложения материала. Методика подготовки и проведения лекции-визуализации

А. А. Кожевникова. ЛЕКЦИЯ-ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

А. А. Кожевникова

A . Kozhe vnikova

г. Челябинск, ЮУрГУ

Chelyabinsk, SUSU

ЛЕКЦИЯ-ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

LECTURE VISUALIZATION IN THE LEARNING PROCESS

Аннотация: В статье рассмотрена лекция как основная форма организации учебного процесса. Приведены основные виды активных лекций. Описаны причины широкого применения лекции - визуализации в обучении. Изложен порядок разработки презентации в Power Point.

Ключевые слова: лекция; лекция-визуализация; Power Point; активное обучение.

Abstract: The article examines the lecture as the main form of organization of the educational process. The main types of active lectures. Describes the reasons for the wide application of the lecture visualization in learning. Set out the procedure for the development of presentations in Power Point.

Keywords: lecture; lecture-visualization; Power Point; active learning.

В переводе с латинского слово «лекция» означает чтение. Лекция появилась еще в Древней Греции в средние века. Но в силу того, что эта форма обучения является основой для дальнейшего усвоения учебного материала, она актуальна и по сей день. В процессе обучения часто складываются ситуации, когда лекционная форма изложения материала не может быть заменена никакой другой, ведь лекция выполняет ряд функций:

Информационную;

Стимулирующую;

Воспитывающую;

Развивающую;

Ориентирующую;

Разъясняющую;

Убеждающую.

В рамках развития лекционной формы обучения прославились такие ученые, как М. В. Ломоносов (основатель первого отечественного университета), М. В. Остроградский (математик), О. В. Ключевский и Т. Н. Грановский (историки) и т. д. Н. Г. Чернышевский называл Грановского «одним из сильнейших посредников между наукой и нашим обществом» .

В связи с ростом научных и технических знаний в середине XIX века выросла потребность в практических занятиях. Лекция стала играть подготовительную роль перед работой с книгой. Н. И. Пирогов (хирург, педагог) утверждал, что «... лекция должна читаться только в том случае, если лектор владеет совершенно новым научным материалом или обладает особым даром слова». Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев считали, что самостоятельная работа студентов очень важна наряду с лекциями, оказывающими эмоциональное воздействие в образовательном процессе. «В 1896 г. второй съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию выступил в защиту лекции, подчеркнув, что живое слово - это могущественное средство для сообщения научных знаний и по своей способности прочно запечатлеть наиболее существенные стороны предмета не может быть заменено никакой книгой. В 30-е гг. в некоторых вузах в порядке эксперимента прекратили читать лекции. Эксперимент себя не оправдал. Резко снизился уровень знаний у студентов» .

Таким образом, отсутствие лекций снижает уровень подготовки студентов, изменяет в худшую сторону системность учебного процесса, оставляя пробелы в понимании отдельных тем. Лекция по-прежнему остается ведущей формой организации учебного процесса в высшем учебном заведении благодаря следующим пунктам:

Лекция - основной источник информации, когда нет учебников и полноценного материала по новым дисциплинам;

Отдельные разделы учебного материала особенно трудны для самостоятельного изучения и требуют пояснения специалиста;

По некоторым аспектам есть противоречивые мнения, которые требуют объективного освещения .

Но в настоящее время есть «противники» лекций , которые считают, что, во-первых, лекция приостанавливает самостоятельное мышление, приучая к пассивному восприятию чужих мнений. Во-вторых, лекция отбивает желание обучаться самостоятельно. В-третьих, лекции нужны только, если нет учебников по определенной теме или их мало. А в-четвертых, одни учащиеся успевают осмыслить конспектируемую информацию, а другие могут только механически записать слова лектора .

Перечисленные недостатки могут быть преодолены правильной методикой, грамотным построением лекционного материала и ясностью изложения материала.

Под «ясностью изложения» следует понимать и последовательность, и наглядность изложения, и активное участие слушателей. А результат работы - понимание.

Для реализации понимания лекционного материала студентами на сегодняшний день существуют следующие формы изложения учебного материала:

Проблемная лекция;

Лекция вдвоем;

Лекция с заранее запланированными ошибками;

Лекция - пресс-конференция;

Лекция-беседа;

Лекция-дискуссия;

Лекция с разбором конкретных ситуаций;

Лекция-визуализация.

Более подробно в статье рассмотрена лекция-визуализация, которая является современным и широко используемым методом активного обучения.

Психолого-педагогические исследования показывают, что иллюстративность помогает более успешному восприятию и запоминанию лекционного материала, а также позволяет активизировать мышление, глубже воспринимать сущность изучаемых явлений, показывает его связь с творческими процессами принятия решений.

Лекция-визуализация помогает студентам преобразовывать лекционный материал в визуальную форму, что способствует формированию у них профессионального мышления за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов.

«Компьютерная визуализация учебной информации об изучаемом объекте, процессе - это наглядное представление на экране: объекта, его составных частей или их моделей; процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире; графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса» .

Обоснование эффективности комплекса словесной и наглядной информации кроется на нейрофизиологическом уровне. Во время восприятия информации происходит ее кодирование на разных уровнях и различными способами: образном и логическом, предметно-вещественном, вербальном и визуальном . Активация нервных клеток в разных зонах головного мозга в зависимости от того, по какому каналу восприятия и в какой форме поступает стимул, обеспечивает кодирование информации. Чем больше каналов задействовано, тем активнее идет ее перекодирование - из словесной формы в образную или наоборот.

То есть визуализация лекционного материала увеличивает процент успешного усвоения материала студентами.

Кроме того, группировка преподавателем материала в схемы, таблицы, графики позволяет работать фотографической памяти. А веселые иллюстрации, анимации позволяют делать акцент на самых значимых моментах курса.

Разработка лекции-визуализации требует тщательной реконструкции лекционного материала в визуальную форму (схемы, графики, таблицы, рисунки, чертежи) посредством технических средств обучения.

В работе над лекцией могут быть задействованы и студенты, которые получат соответствующие навыки и умения, смогут развить активность и развить личностное отношение к обучению.

Основная трудность лекции-визуализации состоит в выборе и подготовке системы средств наглядности между компьютерными моделирующими программами, электронными учебниками, интерактивной доской, мультимедийными проекторами и др. Последнее, а именно мультимедийная презентация, является наиболее востребованной.

Для ее реализации часто используется программа Power Point, входящая в программный пакет Microsoft Office, предназначенная для создания презентаций. С ее помощью преподаватель может быстро оформить лекционный материал в едином стиле, при необходимости подключив мультимедийные или видеоэффекты .

У правильно оформленной презентации есть ряд функций. Во-первых, предоставление возможности ориентироваться в излагаемом материале. Во-вторых, быстрое считывание информации. В-третьих, демонстрация визуальных объектов. В-четвертых, оказание эмоционального воздействия. В-пятых, восприятие и усвоение материала.

Для реализации вышеперечисленных пунктов при создании презентации следует руководствоваться некоторыми правилами.

У каждой презентации есть определенная структура оформления, которая соответствует порядку излагаемого материала. Наиболее подходящий вариант - использование шаблонов. Все слайд-шоу должно быть оформлено в едином спокойном, контрастном стиле без лишних эффектов. Надписи не должны «болтаться» по всему экрану. Две наиболее грубые ошибки заключаются в следующем:

Копирование лекционного текста целиком, использование мелкого шрифта, помещение на слайды больших таблиц;

Зачитывание слайдов.

Кроме того, не следует загромождать презентацию дополнительной информацией (историческими справками, примерами и т. д.).

Power Point дословно переводится как «ключевой момент», поэтому в слайд-шоу следует помещать основные тезисы и материал, сгруппированный в небольшие графики, схемы и таблицы. Рисунки также помогают усилить восприятие материала и активизировать мыслительные процессы слушателя.

Следует отметить, что важно соблюдать баланс между содержанием и средствами его представления: слишком большое количество текста, обилие анимации воспринимается с экрана так же плохо, как и вывод нескольких рисунков в качестве сопровождения полуторачасовой лекции .

Эмоциональное воздействие на студента можно оказывать с помощью следующих пунктов:

Использование общей цветовой гаммы;

Вставка иллюстраций и фото;

Применения аудио- и видеоряда.

Только следует помнить, что не нужно стараться разнообразить лекцию, используя различные эффекты, яркие цвета, анимированную смену слайдов, неуместные клипарты, движущиеся фотографии и «выскакивающие» рисунки. Перечисленное выше может привести к переключению внимания на картинки, раздражению и потере интереса.

«Обучение - процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду» . В процессе обучения у студента формируются новые знания, умения и навыки. Чтобы формирование новых знаний проходило успешно, преподавателю следует не только учитывать специальные приемы обучения, но и основываться на психологических особенностях обучающихся.

Использование электронных средств в образовании практически всегда подразумевает активное включение зрительного канала восприятия. «Современные студенты предпочитают не читать и слушать, а наблюдать и действовать» .

Таким образом, в современной образовательной системе правильно написанная и изложенная лекция как форма обучения занимает основное место. А с развитием научно-технического прогресса лекционная форма изложения материала становится более эффективной. Так, например, лекция-визуализация позволяет студентам более точно воспринять материал (посредством рисунков, графиков, чертежей, видеороликов), а также исключить эмоциональную составляющую в изложении материала преподавателем. Кроме того, использование видеороликов во время лекции позволяет развить интерес к определенной теме у обучающегося. Лекция - пресс-конференция позволяет услышать мнение экспертов, а лекция-беседа и лекция-дискуссия помогают студентам более четко разобраться в проблеме, получить ответы на сложные для понимания вопросы. Главное, чтобы не утратить эффективность любой формы лекции, следует помнить об активном диалоге со студентом во время ее прочтения.

Библиографический список

1. Манько, Н. Н. Когнитивная визуализация педагогических объектов в современных технология обучения / Н. Н. Манько // Образование и наука: журнал теоретических и прикладных исследований. - 2009. - № 8(65). - С. 10–30.

2. Менчинская, Н. А. Большая Советская Энциклопедия / Н. А. Менчинская, М. Н. Скаткин, А. А. Бударный. - М. : Советская энциклопедия. - 1969–1978.

3. Найденова, Л. И. Опыт разработки цифровых образовательных ресурсов на основе новых государственных образовательных стандартов / Л. И. Найденова и др. // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Педагогика. - 2011. - Т. 12. - № 2. - С. 52–58.

4. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. - Ростов-н/Д: Феникс, 2002. - 544 с. - Гл. 5.

5. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. - М. : ИИО РАО, 2006. - 88 с.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.

(c) 2015 Анна Андреевна Кожевникова

© 2014-2018 Южно-Уральский государственный университет

Электронный журнал «Язык. Культура. Коммуникации» (6+). Зарегистирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-57488 от 27.03.2014 г. ISSN 2410-6682.

Учредитель: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Редакция: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Главный редактор: Пономарева Елена Владимировна

«Защита курсовой работы» - Методические рекомендации для студентов. Содержание. Заключение. Введение. План выступления студента на защите курсовой работы. Курсовая работа. Структура курсовой работы обусловлена логикой исследования. Приложения и таблицы. Требования к представлению и оформлению. Курсовая работа - это документ. Структура курсовой работы.

«Формы лекций» - Лекция- «бутерброд». Повышенный эмоциональный фон. Деятельность какой-либо организации. Восприятие и осмысление учебной информации. Проекты ФГОС ВПО. Углубление и расширение знаний. Семинар «Шпаргалка». Вопросы для зачета или экзамена. Требования к лекции-визуализации. Переход. Преимущества деловой игры.

«Высшее образование в России» - Распределение рабочего времени. Высшее образование в России. Недофинансирование университетов. Направления подготовки с низкими баллами ЕГЭ. Оценки уровня знаний. Предпочтение высшего образования. Ситуация с иностранными языками. Направления подготовки. Доля предприятий с обязательным требованием высшего образования.

«Подготовка магистров» - ООП должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным дисциплинам (модулям). Европейская система квалификаций. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. В вузе должно быть предусмотрено преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований вуза.

«Правила написания курсовой работы» - Содержание введения в курсовую работу. Основная часть. Руководство написанием курсовой работы. Методика подготовки и написания реферата. Структура курсовой работы. Цитата. Пример внутритекстовых сносок. Пример подстрочных сносок. Основные теоретические выводы. Оформление списка литературы. Образец титульного листа.

«Защита курсовой» - Защита работы проводится в несколько этапов. Речь и язык. Критерии качества презентации. Итоговая оценка за защиту работы определяется средним баллом оценок. Критерии качества доклада. Уместность жестикуляции. Критерии оценки качества защиты курсовой и дипломной работы. Выступающий представляет доклад.

Всего в теме 21 презентация

Подготовка данной лекции состоит в том, чтобы изменить, переконструировать учебную информацию по теме лекционного занятия в визуальную форму для представления учащимся через технические средства обучения или вручную (схемы, рисунки, чертежи и т.п.). К этой работе могут привлекаться и учащиеся, у которых в связи с этим будут формироваться соответствующие умения, развиваться высокий уровень активности, воспитываться личностное отношение к содержанию обучения.

Чтение лекции сводится к связному, развернутому комментированию лектором подготовленных наглядных материалов, полностью раскрывающему тему данной лекции. Представленная таким образом информация должна обеспечить систематизацию имеющихся у учащихся знаний, создание проблемных ситуаций и возможности их разрешения; демонстрировать разные способы наглядности, что является важным в познавательной деятельности.

Лучше всего использовать разные виды визуализации - натуральные, изобразительные, символические, – каждый из которых или их сочетание выбирается в зависимости от содержания учебного материала. При переходе от текста к зрительной форме или от одного вида наглядности к другому может теряться некоторое количество информации. Но это является преимуществом, т.к. позволяет сконцентрировать внимание на наиболее важных аспектах и особенностях содержания лекции, способствовать его пониманию и усвоению.

В лекции-визуализации важна определенная наглядная логика и ритм подачи учебного материала. Для этого можно использовать комплекс технических средств обучения, рисунок, в том числе с использованием гротескных форм, а также цвет, графику, сочетание словесной и наглядной информации. Важны дозировка использования материала, мастерство и стиль общения учителя с учащимися.

Реализует дидактический принцип наглядности через использование визульных и аудио-визуальных технических средств предъявления информации.

Структура подготовки и проведения лекции информационного типа с применением визуальных технических средств:

1. Постановка цели и задач лекции.

2. Подготовка к проведению лекции:

Подбор материала для преобразования его в визуальную форму;

Разработка конспекта проведения лекции с включением в него визуального материала;

Разработка визуального ряда (слайды, рисунки, фото, схемы, таблицы и т.п.);

Определение методов, приемов и средств стимулирования творческой и мыслительной активности студентов;

Подборка наглядного материала (минералы, реактивы, детали машин и т.п.) и средств технического сопровождения.

3. Проведение лекции.

Структура лекции близка к традиционной и включает в себя вводную, основную и заключительную части.

Особенностью лекции-визуализации является одновременная активизация у студентов трех видов памяти: слуховой, зрительной и двигательной, позволяющей им наиболее эффективно усваивать материал.

Конспектирование такой лекции предполагает схематичное изображение ее содержания. Существует три варианта конспектирования:

1. выделение времени во время лекции на перерисовывание необходимых наглядных изображений;

2. конспектирование содержания плюс раздаточный материал с графиками, схемами, таблицами, подготовленный преподавателем.

3. раздача наглядных изображений в электронном виде всем студентам для последующего самостоятельного изучения.

Структура подготовки и проведения лекции с применением аудио-визуальных технических средств предъявления информации.

Выделяют несколько типов учебных фильмов. Типы учебных фильмов:

а) иллюстративно-просветительские (для повышения наглядности и обобщения материала);

б) научно-популярные (для возбуждения интереса к учебной дисциплине);

в) научные (для наглядного представления динамики разнообразных процессов и явлений).

В зависимости от типа учебного фильма, который демонстрируется на лекции, лекции-визуализации могут проводиться в начале преподавания нового учебного предмета, в процессе изучения предмета и для обобщения знаний по предмету.

Структура лекции-визуализации с применением аудио-визуальных технических средств предъявления информации :

1. Цели и задачи лекции.

2. Вводная часть (изложение теоретического и практического значения изучаемого вопроса).

3. Инструкция к просмотру фильма (указываются фрагменты, на которые необходимо обратить особое внимание, даются вопросы для обсуждения после просмотра и т.п.)

4. Показ учебного фильма.

Ключевые слова: лекция-визуализация, когнитивная визуализация, визуальные средства, проблемность. Keywords: lecture-visualization, cognitive visualization, visual AIDS, questions.

Аннотация. В статье представлен опыт применения лекций-визуализаций в преподавании педагогических дисциплин.

Abstract. The article presents the experience of using lectures visualizations in teaching pedagogical subjects.

Лекция (от лат. lectio - чтение) была и остаѐтся одной из ведущих форм обучения. Лекция появилась в Древней Греции, получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в средние века. Несмотря на различное отношение сегодня педагогической аудитории к назначению и месту в системе вузовского преподавания, лекция остается традиционной формой обучения. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.

В настоящее время в образовании перспективной представляется применение когнитивной визуализации дидактических объектов. Под это определение фактически подпадают все возможные виды визуализации педагогических объектов, функционирующие на принципах концентрации знаний, генерализации знаний, расширения ориентировочно-презентационных функций наглядных дидактических средств, алгоритмизации учебно-познавательных действий, реализуемая в визуальных средств.

Усвоение учебного материала дисциплины «Общая и профессиональная педагогика» представляет определенную трудность для студентов. Для изучения большого объема понятий и терминов, понимания основных закономерностей профессионального обучения, воспитания и развития обучаемых необходима определенная структура учебного материала, позволяющая упорядочить большой объем достаточно сложной информации, схематизировать основные понятия и положения, взаимосвязи между ними. Наглядное изображение учебной информации способствует более продуктивному ее усвоению.

Цель разработанного нами учебно-методического пособия «Средства когнитивной визуализации» заключается в том, чтобы через таблицы, чертежи, мнемосхемы и другие средства когнитивной визуализации помочь восприятию, осмыслению и запоминанию проблем, понятий, процессов, явлений курса «Общая и профессиональная педагогика».

Данное учебное пособие мы используем как основу лекций-визуализаций.

Мы выяснили, что лекция - визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму и наоборот, что формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения.

Процессы перцептивного мышления (умо-зрительного, по А.Р. Лурии) не менее трудны и результативны, чем использование интеллектуальных понятий. У любого человека с нормальным умом «элементы мышления в восприятии и элементы восприятия в мышлении дополняют друг друга. Они превращают человеческое познание в единый процесс, который ведет неразрывно от элементарного приобретения информации к самым обобщенным теоретическим идеям» и тем самым интегрируют учебно-познавательную деятельность студентов.

Как отмечает В.И. Евдокимов, использование наглядного материала на лекции (натурального, изобразительного, символического) способствует глубокому пониманию и усвоению материала, активизирует мыследеятельность слушателей, так как позволяет создавать ассоциативные цепочки и сокращает время для передачи и восприятия материала .

О роли мнемоники в педагогическом процессе убедительно писал К.Д.Ушинский. Он утверждал: «Чем больше органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления на нашу механическую память, вернее сохраняются ею и потом восстанавливаются».

Визуальные средства создают особую пространственную среду для познавательной деятельности, стимулируют и обогащают ее.

Любая форма наглядной информации содержит элементы проблемности. Поэтому лекция-визуализация способствует созданию проблемной ситуации, разрешение которой в отличие от проблемной лекции, где используются вопросы, происходит на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания информации, т.е. с включением активной мыслительной деятельности. Задача преподавателя использовать такие формы наглядности, которые не только дополняли бы словесную информацию, но и сами являлись носителями информации. Чем больше проблемности в наглядной информации, тем выше степень мыслительной активности студента.

Например, лекция визуализация «Целостный педагогический процесс». Визуальные формы представлены в виде мультимедийной презентации в программе PowerPoint. Часть слайдов отображает текстовой материал в виде – основных понятий и схем компонентов целостного педагогического процесса, таблицы «Основные аспекты целостного педагогического процесса». В основной части лекции демонстрируется модель педагогического процесса как целостной динамической системы, в ней отсутствуют элементы взаимосвязей, которые студенты должны заполнить в процессе лекции.

Лекция «Урок как основная форма обучения». Визуальные формы представлены в виде опорного конспекта, в котором отсутствует часть информация (типы и виды уроков). Студентам предлагается заполнить свободные места. Кроме того, представлена таблица «Причины неудач». Студенты совместно с преподавателем определяют условия, при которых уроки могут не достичь своих целей и заполняют таблицу.

Чтение лекций идет в диалоговом режиме, поскольку студенты не отвлекаются на конспектирование и рисование; сводится к связному, развернутому комментированию преподавателем подготовленных наглядных материалов, полностью раскрывающему тему лекции. Представленная таким образом информация обеспечивает систематизацию имеющихся у студентов знаний, создание проблемных ситуаций и возможности их разрешения; демонстрирует разные способы наглядности, что является важным в познавательной и профессиональной деятельности.

В ходе эксперимента 74% студентов колледжа и 62% студентов технического университета отметили, что используемые на лекциях-визуализациях мнемосхемы, схемы, опорные конспекты, таблицы и др. способствуют развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, вызывает интерес к изучению темы, способствуют воспитанию самостоятельности студентов, их продуктивной деятельности.

Теоретический анализ имеющейся литературы и собственный опыт работы позволяет сделать заключение, что визуализация учебной информации позволяет усовершенствовать учебный процесс в следующих направлениях:

· учит выделять, обобщать и систематизировать основные понятия;

· отсеивать лишнюю второстепенную информацию, определяет обязательный объем усвоения и запоминания и оказывает в этом помощь;

· максимально приближает новую информацию к форме, в которой еѐ воспринимает мозг;

· обеспечивает единство развития студентов с техническим и вербальным мышлением. Обычно гуманитарии лучше воспринимают слово, а «технари» - символы. Работа с опорными сигналами сгладит эти различия.

Список литературы

1. Арихейм, Р. В защиту визуального мышления /Р. Арихейм // Новые очерки по психологии искусства / Пер. с англ. М.: Прометей, 1994

2. Евдокимов, В.И. Психологические вопросы использования наглядности в обучении / В.И. Евдокимов // Вестник Харьковского университета. – 1982. - №224. – 65с.

3. Кузеванова, О.М. Использование учебно-методического комплекса в процессе формированияпрофессионально-педагогической компетентности мастеров профессионального обучения: монография /О.М. Кузеванова, Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева. –Барнаул:Изд-воАлт. ун-та, 2014. – 160с.

4. Манько, Н.Н. Когнитивная визуализация дидактических объектов в активизации учебной деятельности / Н.Н. Манько//Известия Алт. гос. ун-т. – Барнаул, 2009, Вып. № 2. – С. 22-28.

5. Хмаро, Н. В. Лекция как ведущий метод изложения учебного материала (метод. пособие для преподавателей). – Ярославль: Аверс Плюс, 2006.

Её применение связано, с одной стороны, с реализацией принципа проблемности, а с другой - с развитием принципа наглядности. В лекции-визуализации передача аудиоинформации сопровождается показом различных рисунков, структурнологических схем, опорных конспектов, диаграмм, (слайдов, диафильмов, видеозаписей, кинофильмов и т. д.). Такая наглядность компенсирует недостаточную зрелищность учебного процесса. Основной акцент в этой лекции делается на более активном включении в процесс мышления зрительных образов, то есть развития визуального мышления. Опора на визуальное мышление может существенно повысить эффективность предъявления, восприятия, понимания и усвоения информации, её превращения в знания.

Основываясь на достижениях психологической и педагогической наук в области проблемы визуального мышления, в лекции целесообразно значительную часть информации передавать в наглядной форме, развивать у слушателей навыки и умения преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму. Это должно сказаться на качестве усвоения материала, стимулировании мышления и достижении профессиональных целей. Большой объём передаваемой на лекции информации блокирует её восприятие и понимание. Средством выхода из этих трудностей можно считать использование визуальных материалов с помощью технических средств. Данный метод позволяет увеличить объём передаваемой информации за счёт её систематизации, концентрации и выделения наиболее значимых элементов. Как известно, в восприятии материала трудность вызывает представление абстрактных (не существующих в зримой форме) понятий, процессов, явлений, особенно теоретического характера. Визуализация позволяет в значительной степени преодолеть эту трудность и придать абстрактным понятиям наглядный, конкретный характер. Процесс визуализации лекционного материала, а также раскодирования его слушателями всегда порождает проблемную ситуацию, решение которой связано с анализом, синтезом, обобщением, развёртыванием и свертыванием информации, то есть с операциями активной мыслительной деятельности.

Форма лекции представляет собой своеобразную имитацию профессиональной ситуации, в условиях которой необходимо воспринимать, осмысливать, и оценивать большое количество информации. Методика чтения подобной лекции предполагает предварительную подготовку визуальных материалов в соответствии с её содержанием. В этой работе должны участвовать преподаватели и обучающиеся, поставленные в положение не только воспринимающих, но и «создающих информацию». С этой целью преподаватель даёт задание слушателям подготовить наглядные материалы по прочитанной лекции, определив их количество и способы представления информации.

После этого целесообразно прочитать эту же лекцию с использованием наиболее интересных визуальных материалов и представить эту ситуацию для анализа и разбора. Используются разные типы наглядности; натуральный, изобразительный, символический - в сочетании с различными техническими средствами. Каждый тип наглядности оптимален для донесения какой- то определённой информации. Это позволяет сконцентрировать внимание на наиболее существенных в данной ситуации аспектах сообщения, глубже его понять и усвоить.

Анализ использования лекции-визуализации позволяет сделать следующие выводы:

Подобная лекция создаёт своеобразную опору для мышления, развивает навыки наглядного моделирования, что является способом повышения не только интеллектуального, но и профессионального потенциала обучаемых. Выбор способов достижения и типов наглядности зависит от темы. Руководствуясь принципом посильной трудности, при изложении сложных для восприятия и понимания тем, содержащих большой объём концентрированной информации, целесообразно использовать сочетание изобразительной и символической наглядности.

Например, схема является универсальным, но достаточно сложным для восприятия средством наглядности, поэтому её конструирование рекомендуется осуществлять на основе рисунка, часто выполненного в гротескной форме. Это позволяет создавать ассоциативные цепочки, помогающие слушателям запоминать и осмысливать информацию. Наиболее доступными и предоставляющими богатые возможности техническими средствами предъявления такой информации являются кодоскопы, диапроекторы. Основная сложность состоит в выборе средств наглядности, их создании и режиссуре всей лекции в целом. Большую роль здесь играют такие факторы, как графический дизайн, цвет, оптимальность сочетания словесной и визуальной информации, технических средств и традиционных наглядных материалов, дозировка в подаче информации, мастерство и стиль общения лектора с аудиторией. Применение лекции этого типа должно основываться на учёте психофизиологических возможностей слушателей, их уровня образования и профессиональной принадлежности, что позволит предотвратить негативные последствия чрезмерной перегрузки зрительного канала восприятия.



© 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух