Собьет ли с 400 российский самолет. Скрытая угроза: почему Россия не защитила Сирию от ракетного удара. Системы, закаленные испытаниями

Собьет ли с 400 российский самолет. Скрытая угроза: почему Россия не защитила Сирию от ракетного удара. Системы, закаленные испытаниями

МОСКВА, 15 марта. /ТАСС/. Якобы имевший место в январе 2017 года эпизод, когда израильские истребители F-35 остались незамеченными российскими зенитными ракетными системами (ЗРС) С-400 "Триумф" в ходе удара по Сирии, активно обсуждается в ряде СМИ и блогах. При этом в качестве первоисточника указывается издание DefenseNews .

Ведущий эксперт Бюро военно-политического анализа Александр Михайлов назвал это утверждение вбросом с целью дискредитации российских вооружений и объяснил, почему оно не соответствует действительности.

ТАСС не удалось найти соответствующей публикации на сайте DefenseNews, однако формулировки "С-400 не заметил атаки F-35 под Дамаском" или "С-400 бесполезны перед F-35" со ссылкой на издание продолжают тиражироваться в отдельных интернет-СМИ и блогах, а также в соцсетях и на некоторых форумах.

"Публикации о российских ЗРС в Сирии, якобы не "видящих" израильские самолеты американского производства, – фейковые вбросы с целью выставить российские зенитно-ракетные системы несостоятельными перед американской военной техникой", - заявил Михайлов.

"Не стрелять" – не значит "не видеть"

Между Россией и Израилем, заметил эксперт, действуют ряд договоренностей, согласно которым Тель-Авив информирует Москву о проведении операций в сирийском воздушном пространстве, и потому российские зенитчики не "берут на прицел" израильскую авиацию. "Поэтому в принципе не имеет смысла обсуждать - заметил С-400 израильские истребители или нет. Все остальные спекуляцию на эту тему – черный пиар", - сказал он.

"ТАСС/Минобороны РФ"

"Кроме того, "видеть" и "стрелять" - это же разные вещи. Перед российскими ЗРС, прежде всего, стоят задачи по прикрытию самолетов авиационной группы ВВС ВКС России в Сирии и защиты инфраструктуры авиабазы Хмеймим. Удары по израильской авиации в перечень этих задач явно не входят", - добавил Михайлов.

По мнению эксперта, современное оружие стало рычагом военно-политического влияния России, и в отдельных областях имеет полное превосходство.

"Этот факт кого-то сильно беспокоит и заставляет использовать нечистоплотные информационные методы", - считает военный эксперт.

Системы, закаленные испытаниями

Михайлов считает, что фейк о низких возможностях С-400 перед F-35 также имеет отношение и к С-300, так как был распространен практически сразу после поставки Ирану этой системы. Однако возможности и С-300, и С-400, подчеркнул эксперт, доказаны на полигонах.

"Многократные испытания российских ЗРС проходили в последние годы на полигоне Капустин Яр, где опытным путем было выяснено, что С-300В4 и С-400 способны эффективно отражать массированные налеты всех современных средств воздушного нападения, и выполнять задачи как в условиях интенсивного радиоэлектронного подавления, так и в различных погодных условиях. Российские ЗРС работают во всех географических широтах – от экваториальных джунглей и пустынь до вечной мерзлоты в Арктике", - сказал он.

Эксперт также отметил, что каждое государство, приобретающее российские средства ПВО, испытывают их на своих полигонах.

"На сегодняшний день наши системы имеются на вооружении Китая, Алжира, Вьетнама, Индии, Венесуэлы, Ирана, и других стран мира. И за всю историю поставок зенитно-ракетных систем за рубеж российская сторона ни разу не получала претензий со стороны покупателей", - отметил Михайлов.

Он рассказал, что в начале марта иранские военные на учениях сил ПВО провели целый комплекс испытаний С-300.

"Причем задания были значительно усложнены – испытания проходили в жестком режиме радиопомех, с превосходящим в разы количеством условных целей и различными сценариями по отражению возможных угроз. В ходе тестирования все цели были поражены и уничтожены", - отметил эксперт.

Что на самом деле сообщили

В публикации американского военно-аналитического издания, ставшей поводом для утверждений о "слепоте" С-400 и "бесполезности" системы перед F-35, указывается лишь, что С-400 относится к угрозам, с которыми израильская авиация никогда не сталкивалась раньше. О превосходстве F-35 заявляется только в контексте их технических преимуществ над американскими же самолетами предыдущего поколения.

Российская система С-400 «Триумф» оказалась бессильна перед истребителем F-35: ЗРС не смогла ни остановить, ни распознать израильский истребитель пятого поколения в сирийской провинции Дамаск. В итоге самолет беспрепятственно поразил цели и «махнул русским крылом». Такая оценка С-400 сейчас активно раскручивается в Сети и педалируется некоторыми СМИ со ссылкой на авторитетное американское издание Defense News.

Этот эпизод произошел в ночь на 13 января 2017 года, когда на военном аэродроме Меззе в Дамаске, который является важной стратегической авиационной базой, прогремела серия мощных взрывов. Правительственная армия Сирии обвинила ЦАХАЛ в нанесении ракетного удара по авиабазе, а через государственное агентство SANA предупредила Израиль о возможных последствиях этой «вопиющей атаки». Именно тогда сирийские и ливанские источники в соцсетях и некоторые СМИ со ссылкой на «Информцентр авиабазы Хмеймим» (частный источник информации, который не раз был замечен в публикации фейковых новостей по типу «столкнувшихся на рулежной дорожке Хмеймима истребителей ВКС») распространили сведения о первом применении Израилем самолета пятого поколения F-35.

Пресс-служба ЦАХАЛа и другие израильские официальные источники тогда никак не комментировали эту информацию.

Истребитель пятого поколения F-35 (Фото: AP/TASS)

«СП» не удалось найти публикации Defense News, где бы утверждалось, что истребитель F-35 применялся в Сирии. На американском сайте действительно был опубликован материал (24 января), в котором цитировалось заявление командующего ВВС Израиля о том, что развертывание в Сирии системы С-400 бросает «критический вызов» для проведения израильских операций в регионе. А также — слова представителя Lockheed Martin о преимуществах применения F-35 в условиях высокой угрозы, «создаваемой российской системой C-400». И все.

Усомниться в новости о супер возможностях F-35 заставляют и чисто тактические действия. Непонятно, как одна машина могла принимать участие в операции, если в истребительной авиации первичное подразделение, которое способно решать боевую задачу, — пара самолетов. Применение F-35 совместно с F-16 вряд ли имело смысл по причине «распознаваемости» последнего истребителя.

Но даже если опустить и этот факт, то могла ли действительно пара истребителей пятого поколения принимать участие в налете и остаться незамеченной средствами ПВО?

Пока авиация не знает технологий, которые бы сделали самолет полностью невидимым для средств обнаружения, говорит бывший командующий 4-й воздушной армией ВВС и ПВО, генерал-лейтенант, Герой Российской Федерации Валерий Горбенко.

— Другое дело, что вся история ударной авиации, преодоления и подавления ПВО двигалась к тому, чтобы уменьшить эффективную отражающую поверхность летательного аппарата, то есть сделать его менее заметным. У нас также давно начали проводиться работы в рамках так называемой концепции 4S: stealth (невидимость), supersonic (сверхзвук), super maneuverability (повышенная маневренность), superior avionics (улучшенная авионика). Но невидимых самолетов не существует.

Уязвимость самолетов-невидимок хорошо продемонстрировал опыт войны в Югославии, когда 250-я зенитно-ракетная бригада Сербии, которой командовал подполковник Джордже Аничич , в 1999 году сбила советским ЗРК малого радиуса действия С-125 «Нева» (экспортное наименование — «Печора») широко распиаренный ударный самолёт-невидимку F-117A Nighthawk ВВС США. Дивизион бригады находился в засаде и успешно применил свой комплекс.

Что касается возможностей F-35, то наверняка это хороший истребитель, несмотря на все свои проблемы, но пока о его возможностях что-то конкретное сказать сложно. Скорее всего, радиолокационное оборудование самолета позволяет уводить ракету от цели с достаточным промахом или ставить ложные цели, но при этом истребитель все равно будет обнаружен. Домыслов в СМИ всегда много.

«СП»: — Они касаются не только F-35, но и ЗРС С-400.

— Конечно. Зачастую заокеанские или отечественные аналитики смело рассуждают о возможностях противовоздушной системы, но я вот, честно, не ознакомившись с данными на месте, не могу точно сказать, прикрывает ли дивизион С-400 Дамаск. Наши системы прикрывают две российские базы, а что касается юга страны, то здесь нужно конкретно знать расстояние, особенности рельефа и т. д. То есть Голанские высоты и окрестности Дамаска необязательно находятся в зоне поражения С-400, хотя, безусловно, РЛС обнаруживает и облучает цели намного дальше — возможно, еще на израильской территории.

Кроме того, не стоит забывать о существовании первичной и вторичной локации радиолокационных станций. Скажем, автоматическое обнаружение всех (!) воздушных объектов производится по данным первичного радиолокатора, который является также средством разведки. Вторичный локатор (используется также в гражданской авиации) принимает сигналы от ответчиков самолетов — тех самых транспондеров, о которых так много говорят применительно к инцидентам в небе Балтики.

Так, с помощью вторичных локаторов при включенном ответчике можно получить дополнительную полетную информацию о самолете (номер борта и курс, текущую высоту, остаток топлива, состояние бортовых систем и др.), что повышает безопасность полетов и уменьшает вероятность случайного поражения средствами ПВО. Но, повторю, первичный локатор определяет все цели.

Применение стелс-технологий просто уменьшают отражающую поверхность самолета и влияет на дальность его обнаружения. Так что, даже если бы F-35 теоретически участвовал в обсуждаемой операции, что я, конечно, исключаю, то он все равно был бы замечен.

Торжественная церемония встречи первой пары самолётов F-35 Adir (F-35I), вылетевших из города Форт-Уэрт (штат Техас), на израильской военной базе Неватим состоялась 12 декабря 2016 года, замечает научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов .

— А 15 декабря в Сети появилось видео первого полета истребителей-бомбардировщиков, которых в небе сопровождали F-16. При этом 18 декабря стало известно , что около 30 специалистов Lockheed Martin и три представителя ВВС США (два пилота и инструктор летного экипажа) будут оставаться в Израиле на неопределенное время, чтобы помочь ВВС Израиля эксплуатировать и обслуживать F-35I.

В общем, вряд ли израильтяне стали бы отправлять на боевую операцию самолеты, которые практически еще не освоены летчиками. А «обкатывать» истребители, тем более компьютеризированные F-35, — достаточно долгая процедура. Более того, F-35 и в Соединенных Штатах не до конца прошел комплекс испытаний. Видимо, с него постепенно снимают ограничения и есть подозрения, что пока самолет не обладает всеми возможностями. А для того, чтобы поразить что-то в Сирии, необязательно гонять самолет пятого поколения, да еще с риском его поражения, поскольку средства ПВО Сирии в районе Дамаска, видимо, все-таки работают.

Кроме того, учитывая расстояния в районе Голанских высот и в окрестностях Дамаска, ВВС Израиля запросто могут нанести авиаудар управляемыми ракетами, не входя в радиус действия ЗРС. Я уж не говорю о том, что есть информация, согласно которой ЦАХАЛ 13 января вообще не применял авиацию, а удар был нанесен ракетой «поверхность-поверхность».

И наконец, договоренности Москвы и Израиля, имеющие характер сделки , — это уже секрет Полишинеля. Поэтому какие бы самолеты ВВС Израиля не летали, наши военные об этом знают и стрелять не будут.

«СП»: — Гипотетически F-35 действительно могут дать преимущества ВВС оппонентов в условиях действия ЗРС С-400?

— Стелс-технологии — не панацея, но они снижают дальность обнаружения самолета, давая ему некие тактические преимущества при проведении операций. Грубо говоря, он может видеть дальше, чем видят его. Но ведь есть не только локаторы средств ПВО, но и, например, автоматизированные станции пассивной радиотехнической разведки, которые обнаруживают самолет, не обнаруживая себя. Это во-первых.

Во-вторых, в силу рельефа местности у наших средств ПВО есть ограничения и можно допустить, что дивизион С-400, развернутый в Латакии, не все свои возможности может продемонстрировать. Тем более, видимо, ЗРС используют в некоем ограниченном режиме, чтобы с нее наши оппоненты не могли полностью снять все характеристики. Кроме того, помимо С-400 в Сирии есть наши С-300В4.

В современном воздушном бою многое решает именно бортовое и радиоэлектронное оборудование, а снижение радиолокационной заметности самолета — это некий бонус, отмечает преподаватель Военного университета Министерства обороны, полковник ВВС в отставке Владимир Карякин .

— Обнаружение стелс-самолет — это тактика применения средств противовоздушной обороны. Теоретически надо повышать энергию излучаемого сигнала станции, применять различные методы зондирования, обработки сигналов и разные диапазоны — метровые, дециметровые, сантиметровые и т. д. На практике, насколько известно, отражающая поверхность, например, «самолета-невидимки» F-117A Nighthawk в сантиметровом диапазоне была снижена, а в метровом диапазоне — штатном для дежурных средств РТВ (Радиотехнических войск) РФ — он был хорошо виден. Но даже в сантиметровом он был все равно заметен, что позволяет обстреливать самолёт.

Теоретически можно фантазировать, что ВВС Израиля могут работать с территории Голанских высот и что малое расстояние не позволяет быстро среагировать на атаки. Или — что самолеты заходят из ливанского воздушного пространства, используя горы Ливана и Антиливана как прикрытие от РЛС ПВО Сирии. Но понятно, что между РФ и Израилем существуют политические договоренности, где РФ позволяет ЦАХАЛ наносить удары по «Хезболле» (хотя ее позиции с сирийской армии зачастую смешаны), а Израиль играет роль в стабилизации обстановки на юге страны.

В общем, публикации о том, что система С-400 якобы не увидела истребители F-35, которых на самом деле не было, — это выдумки даже не американских СМИ, а русскоязычной израильской прессы для поднятия цитируемости и очернения российских Вооруженных сил. В принципе, это неудивительно, если вспомнить, что некоторые СМИ в свое время на полном серьезе писали о том, что «Адмирал Кузнецов» идет в Сирию бомбить Израиль…

После того как 7 апреля американские эсминцы Ross и Porter нанесли удар крылатыми ракетами Tomahawk по сирийской авиабазе Шайрат в провинции Хомс, а российские зенитно-ракетные комплексы не отразили атаку, появились сомнения относительно их эффективности – как ранее заявлялось, они наглухо закрывают небо над Сирией от постороннего вмешательства. Корреспондент «Нашей Версии» выяснял, почему Россия даже не попыталась предотвратить атаку Tomahawk.

Ещё в 2013 году в российском Мин­обороны заявляли о том, что в Сирию переброшены современные комплексы С-400 «Триумф», которые способны защитить воздушное пространство страны от любых возможных атак. Заявления подкреплялись фантастическими характеристиками этих комплексов. Как утверждалось, в радиусе 400 километров ЗРК гарантированно поражают практически все аэродинамические цели, в том числе самолёты тактической и стратегической авиации, боеголовки баллистических ракет, а также все типы крылатых ракет. Особенно подчёркивалось, что ракеты «Триумфа» способны поражать низколетящие цели – двигающиеся на высоте от 5 метров.

И вот американцы предоставили возможность проверить эффективность российских С-400 на практике. При этом задача оказалась максимально облегчена – Пентагон заранее предупредил российских военных о предполагавшихся ударах. Более того, американские эсминцы демонстративно отстрелялись сквозь четырёхсоткилометровую зону действия российских противоракетных комплексов, расположенных в Хмеймиме. Но в результате 59 американских Tomahawk невредимыми пролетели мимо развёрнутых в Тартусе и Хмеймиме российских комплексов ПВО без всякого для себя ущерба. Кроме того, по заявлениям американской стороны, ни один Tomahawk не был перехвачен.

Не захотели или не смогли?

Сейчас эксперты приводят разные доводы, почему Россия не стала сбивать Tomahawk. На первом плане стоят военно-политические аргументы – очевидно, что любая силовая реакция на американские действия вызвала бы ответ, отчего уровень конфликта мог подняться на неприемлемо высокий уровень. Если предположить, что российские ЗРК или истребители сбили бы все американские Tomahawk на подлёте, Пентагон, по военной логике, должен был ответить развёртыванием арсенала подавления этих систем ПВО, и так по нарастающей. Куда могла бы завести подобная эскалация, предсказать практически невозможно, так что молчание систем ПВО в Сирии легче всего объяснить нежеланием России довести ситуацию до ядерной войны. Альтернативную версию, что из 59 долетело лишь 23, и то ради того чтобы не унизить США, мы обсудили в прошлом номере в материале «Постановочная война...»

Однако некоторые зарубежные комментаторы полагают, что уничтожение Tomahawk вряд ли могло бы стать поводом для начала ядерной войны, называя данные объяснения всего лишь оправданиями беспомощности российских средств ПВО. В результате усиливается мнение, что мощь систем ПВО России на самом деле миф и российские ЗРК просто не в состоянии вовсе сбивать сложные цели. Все эти заявления звучат на фоне неоднократных попыток дискредитировать российские ЗРК. Достаточно вспомнить, как раздувалась случившаяся 17 марта история перехвата комплексом ПРО Arrow-2 сирийской зенитной управляемой ракеты, выпущенной по израильскому самолёту ЗРК С-200ВЭ российского производства.

В принципе у подобной версии есть основания. Согласно открытым данным, система С-400 демонстрирует около 90 процентов успешных перехватов. Правда, речь идёт об учебном перехвате, а не о боевом, то есть проводимом в стерильных условиях с заранее заданными параметрами полёта снаряда, имитирующего вражеский объект. В боевой же обстановке эти комплексы не применялись, тем более в отношении американских крылатых ракет, поэтому эффективность их стрельбы по Tomahawk невозможно предсказать. А поскольку условия в Сирии были довольно сложные, то попытка перехвата могла и не удаться на 100 %. В результате небольшой процент сбитых ракет мог бы существенно снизить спрос на российские комплексы ПВО в мире и сказался в целом на репутации российских вооружений, которые планируется поставлять, в том числе и на экспорт. Впрочем, в Пентагоне, как выясняется, отнеслись весьма серьёзно к возможностям российского ЗРК.

Косвенным подтверждением тому является факт, что одновременный пуск сразу 59 крылатых ракет стал беспрецедентным случаем. Эксперты также определили, что обнаруженные на атакованном аэродроме обломки позволяют идентифицировать ракеты как наиболее современные в арсенале флота США Tactical Tomahawk (RGM/UGM-109E Block 4), обладающие самыми большими возможности для преодоления систем ПВО. Таким образом, одно лишь присутствие комплекса С-400 в Сирии сыграло свою роль и даже американцев заставило корректировать планы.

Показательно выглядит и то, что запуски ракет производились в максимальном удалении от сирийского берега – расстояние до авиабазы Шайрат от зоны пуска ракет составляло около 1200 километров, причём почти весь полёт Tomahawk проходил над морем и только 75–80 километров – над сушей. Эксперты предполагают, что американцы не зря значительно усложнили маршрут пролёта крылатых ракет. Информацию об их траектории Пентагон официально не сообщал, но, предположительно, Tomahawk со стороны Средиземного моря сперва вошли в воздушное пространство Ливана, а затем двигались вдоль иордано-сирийской границы, где практически нет никаких радаров, способных зафиксировать пролёт ракет. Потом ракеты выполнили поворот на север и вышли на боевой курс. В этом случае российские С-300В4 и С-400 находились от Tomahawk на расстоянии 200–300 километров. Почему же не был произведён перехват?

Анатолий Цыганок, директор Центра военного прогнозирования:

– Судя по снимкам, до авиабазы Шайрат 59 ракет точно не долетели, разрушения на фото явно не соответствуют мощи удара. А вот что случилось с 36 Tomahawk, которые не долетели, предстоит ещё узнать. По некоторой информации, 5 ракет упали в окрестностях Шайрата, убив нескольких мирных жителей и ранив порядка 20 человек. Остальные Tomahawk рухнули в море, так и не долетев до берега. Неточность попадания, может, вызвана тем, что ракеты наводились с помощью спутниковых средств без доразведки целей. По другой версии, у многих американских ракет вышел срок хранения и они были неисправны. Также есть предположение, что приборы наведения большинства Tomahawk были отключены внешним воздействием и за этим могут стоять российские системы радиоэлектронной борьбы.

Нужно также заметить, что ВМС США фактически провели для российской ПВО своеобразные учения по отражению массированной атаки американских крылатых ракет российскими средствами ПВО. Причём стоимость этого обучения для ВМС США составила порядка 90 млн долларов, примерно в такую сумму американские СМИ оценивают 59 запущенных крылатых ракет. При этом Министерство обороны РФ не затратило на уникальный опыт ни копейки. Никогда ещё до этого ни на каких учениях и полигонах российские войска ПВО не имели возможности наблюдать реальную массированную атаку американских крылатых ракет Tomahawk, при этом была возможность захватывать их на сопровождение, определять параметры полёта, получать радиолокационные сигнатуры этих средств воздушного нападения. Если учитывать тот факт, что на данный момент в Сирии развёрнуты все российские компоненты системы наблюдения, не сомневаюсь, из этого ракетного удара будет извлечено максимум важнейшей информации. В частности, получен очень полезный опыт слежения за группами крылатых ракет в реальной боевой обстановке, который может оказаться бесценным при дальнейшей боевой подготовке войск, а также при модернизации средств радиолокационного обнаружения, РЭБ и зенитных управляемых ракет.

Военные ждут «Прометея»

Как объясняют эксперты, С-300В4 и С-400 прикрывают только объекты ВС РФ, а за ПВО сирийских объектов отвечают войска Башара Асада. Таким образом, находящиеся в регионе авиабазы Хмеймим ЗРК в принципе не смогли бы сдержать массированный удар, поскольку расстояние до сирийской авиабазы Шайрат составляет порядка 100 километров. Следует учесть, что хотя формально максимальная дальность поражения С-300В4 и С-400 составляет 400 километров, это правило работает только в том случае, если воздушная цель действует на средних и больших высотах, так как С-400 в первую очередь созданы для уничтожения высотных целей – самолётов и вертолётов. Другое дело – крылатые ракеты, которые летят на высотах 30−50 метров, отчего их сложно обнаружить, поскольку мешает рельеф местности. Радары ЗРК на большом расстоянии не видят ракеты, которые очень манёвренны и летят ниже зоны видимости под прикрытием так называемого радиогоризонта. Для увеличения радиовидимости используются различные меры – в частности, в системах ПВО радиолокатор поднимают на вышках. Такая вышка есть и в Хмеймиме, однако она не позволяет увеличить дальность обнаружения до необходимых значений, так что дивизионы С-300 и С-400 в Хмеймиме и Тартусе удалённую цель могли просто не заметить. Однако, подчёркивают эксперты, это совершенно не значит, что российские ЗРК не приспособ­лены для современной войны. Дело в том, что крылатая ракета – очень сложная цель, а когда пуски идут внезапно и массированно, то ПВО бессильны. Кроме того, Россия разместила в Сирии слишком малые силы противовоздушной обороны, а такие системы, как С-400, прикрывают определённую и весьма ограниченную площадь.

К тому же существует вероятность, что часть размещённых в Сирии комплексов вооружены старыми ракетами, что существенно ухудшает характеристики этого передового ЗРК. Напомним, что для данной системы на протяжении нескольких лет не могли создать новую ракету повышенной дальности, которая позволит достичь заявленных тактико-технических характеристик С-400. Недавно в официальных источниках прозвучали заявления, что испытания новой дальней ракеты завершены. В настоящее время сообщается, что новая ракета полностью готова, но скорость производства ракет для С-400 и самих этих ЗРК довольно низкая, соответственно, переоснащение ПВО идёт медленными темпами.

На этом фоне стоит обратить внимание, что практически сразу же после атаки американских Tomahawk в российском Минобороны заявили о скором принятии на вооружение нового зенитно-ракетного комплекса С-500 «Прометей». Военные надеются, что новый ЗРК будет значительно превосходить С-300В4 и С-400 и позволит гарантированно предотвращать массированные удары крылатыми ракетами. Этот комплекс, по оценкам разработчика в лице ОАО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей», представляет собой новое поколение зенитных ракетных систем «земля-воздух» и предназначен для перехвата баллистических ракет с дальностью до 3500 километров на средних и близких расстояниях. Согласно проектной документации «Прометей» способен уничтожать ракеты средней дальности, оперативно-тактические ракеты, а также ракеты в ближнем космосе и, таким образом, будет являться элементом стратегической противоракетной обороны. Однако, как отмечают эксперты, сроки принятия её на вооружение постоянно переносятся. Не исключено, что вновь возникли проблемы с ракетами для С-500, поскольку только недавно они начали проходить лётные испытания. Впрочем, нужно заметить, что американская фирма Lockheed Martin Missiles по заказу Пентагона уже почти 25 лет разрабатывает мобильный противоракетный комплекс дальнего перехвата THAAD (Theater High Altitude Area Defense), однако создать работоспособную систему всё никак не получается.

Александр Горьков, бывший начальник зенитных ракетных войск ВВС РФ:

– Маршрут полёта Tomahawk был тщательно спланирован и выстраивался так, чтобы максимально удалить ракеты от средств ПВО и радиолокаторов, в связи с чем маршрут проходил вне зон боевого применения российских ЗРК, тщательно обходили зоны огня. И это неудивительно – подобная тактика, полностью исключающая риски, применялась и в Югославии, и ранее на Ближнем Востоке. Это, пожалуй, была двойная перестраховка, ведь С-400 способен обнаружить крылатые ракеты только на дальности прямой видимости. Также сложно сказать, почему было одновременно применено такое большое количество ракет. Поскольку данные объективного контроля отсутствуют, говорить о том, что такое количество было пущено для гарантированного прорыва российской системы ПВО, основания нет.

Если у Минобороны есть информация, что до цели не долетело 36 ракет, я не вижу основания этому не доверять. Во всяком случае такие сбои теоретически вполне возможны и объяснимы. Например, произошёл отказ техники или были с ошибками введены данные для программы наведения. Перед пуском в бортовые устройства вводится карта местности, определяется маршрут полёта, также на борту работают такие устройства, как параметрический высотомер, который считывает расстояние относительно поверхности моря, и радиовысотомер – разница между этими значениями говорит о рельефе. Тomahawk шли на предельно малых высотах от 50 до 100 метров с огибанием рельефа местности, из-за чего любая ошибка при введении данных или сбой в радиовысотомере могли привести к потере ракеты.

К тому же американцы используют инерциальную систему наведения, когда на конечном участке для повышения точности попадания в определённую цель может срабатывать головка наведения или радиолокационная, или оптическая – на этом этапе также возможны ошибки. Скорее всего были использованы исключительно технические методы наведения ракет, использовались данные со спутников, что также могло привести к неправильному прицеливанию. Потому для подготовки подобных операций нужно продолжительное время, необходимо заранее определять объекты, рельефы местности, вводить эти данные и «зашивать» их в программу. Тем более что с эсминца запустить ракеты не так просто – должны быть с хирургической точностью выверены координаты эсминца. Неправильно определены координаты корабля – значит, неправильно будет рассчитан весь маршрут, районы коррекции. Полагаю, всё дело в том, что операция готовилась второпях. Приказ о массированном пуске наверняка стал неожиданностью даже для командования 6-го флота ВМС США, и у американских моряков не было времени на тщательную подготовку.

18:53 — REGNUM Россия пока не приняла окончательного решения о поставке Дамаску системы противоракетной обороны С-300 после нападения США на Сирию в ночь на 14 апреля. Однако даже если бы Москва начала поставки С-300 сирийскому правительству, российское оружие вряд ли остановило бы американский ракетный удар, даже несмотря на то, что воздушные операции западной коалиции в сирийском небе были бы затруднены, пишет Дейв Муджамбар в статье для американского издания The National Interest.

«Я не могу сказать, что этот вопрос урегулирован , — заявил российский министр иностранных дел Сергей Лавров государственному информационному агентству ТАСС. — Мы знаем, что сказал президент России Владимир Путин. Он обсудил этот вопрос с представителем нашего министерства обороны с точки зрения предотвращения ситуации, когда Сирия может оказаться недостаточно подготовленной к агрессивным атакам, таким как 14 апреля. Еще предстоит выяснить, какие решения будут приняты руководством России и сирийскими должностными лицами».

Российские официальные лица считают, что Москва может поставить Сирии оружие в течение месяца после того, как будет дан зеленый свет.

«Естественно, С-300, которые могут быть поставлены в Сирию, должны быть перенастроены в соответствии со стандартами сирийской противовоздушной обороны. Эта работа может занять около месяца», — заявил российский военный источник агентству ТАСС.

Однако, как отметили в Пентагоне, российская система воздушной обороны, которая находится на вооружении Сирии, не смогла перехватить ракеты 14 апреля, когда Вашингтон и его союзники запустили около 105 ракет по сирийским целям.

«Я могу сказать, что остальная часть сирийских средств противовоздушной обороны, которая включает в себя средства российского производства… полностью провалилась», — заявил директор объединенного комитета начальников штабов генерал-лейтенант Кеннетт Ф. Маккензи-младший .

Маккензи отметил, что принадлежащие России системы С-300В4 и С-400, размещенные в Сирии, не пытались оказать противодействие крылатым ракетам западной коалиции.

«Они сканировали воздушное пространство, в небо был поднят самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50. Они не решились вмешаться, поэтому я не могу размышлять о том, почему они так поступили», — заявил Маккензи.

Одной из причин, по которой Москва не стала вмешиваться, заключается в том, что российские силы не были подвергнуты нападению, поэтому у Кремля не было необходимости открывать огонь. Еще одна причина заключается в том, что у российских сил просто не было достаточного количества ракет-перехватчиков, но самая главная причина заключается в том, что они не смогли бы сбить низколетящие, огибающие ландшафт крылатые ракеты.

Ракеты «Томагавк» и другие крылатые ракеты летят на чрезвычайно малых высотах, их чрезвычайно сложно обнаружить, отследить и перехватить за исключением очень коротких дистанций из-за особенностей рельефа, таких как холмы, горы и долины. Радар наземного базирования по своей природе ограничен дистанцией прямой видимости — радиогоризонт составляет всего 19 километров. Возможности наземных радаров зависят от особенностей рельефа в том районе, в котором они расположены.

Для восполнения этого пробела могут использоваться воздушные платформы, такие как Northrop Grumman E-2D, и сеть передачи данных, такая как Navy Integrated Fire Control-Counter Air (NIFC-CA), чтобы наводить противоракеты с воздуха.

В Израиле продолжают восхищаться оперативными и тактическими возможностями новейшего американского истребителя пятого поколения F-35, перед которым новейшие российские системы ПВО оказались абсолютно бесполезными. Об этом сообщило американское оборонное издание Defense News.

Кроме этого, выступив на ежегодной конференции в Тель-Авиве, командующий ВВС Израиля генерал А. Эшель отметил, что касается истребителей 4-го поколения, которые в основном состоят на вооружении израильских ВВС, С-400 все же представляет определенную не критическую угрозу. Однако в отношении новейших самолетов F-35, первая пара которых уже была передана Израилю в январе, А. Эшель отзывался более восторженно. Он в частности назвал их фактором, который поможет сохранять и далее воздушное превосходство Израиля в регионе на грядущее десятилетие. Отмечается, что общее число заказанных Израилем F-35 в США составило 50 машин.

Стоит напомнить, что недавно F-35 были успешно задействованы при бомбежке стратегической базы ВВС режима Асада в Дамаске, охраняемой российскими ЗРК С-400. В ходе налета израильским ВВС удалось полностью уничтожить базу и вооружения, которые Россия намеревалась передать террористам из «Хезболлы».

“Это по истине революция. Гораздо лучше, чем все, что у есть нас, и все, что летает в этом регионе”, - отозвался А. Эшель об F-35.

В свою очередь выступивший на той же конференции генерал ВВС США в отставке Гэри Норт, который занимает сейчас должность вице-президента в концерне Lockheed Martin, также отметил преимущества самолетов F-35 в условиях их противоборства с российскими С-400.

С его слов, F-35 не только способны обеспечить стратегическое сдерживание противника, но и существенно повысят возможности дальнейшего использования самолетов 4-го поколения, которые сегодня составляют основу ВВС как Израиля, так и США.

F-35 используют стелс-технологию, которая позволяет им оставаться незамеченными противником, даже подойдя к нему вплотную. Это дает возможность пилоту получать об объектах преследования или атаки максимально представление еще до принятия решения о задействовании вооружения.

Производители F-35 и представителя Пентагона заявляют, что их детище способно уничтожить китайские и российские самолеты пятого поколения, которые еще только создаются, в воздушном бою при любых условиях.

«Пока я не видел ничего даже отдаленно похожего на действия F-35 в боевых условиях, что заставило бы меня предполагать, что где-то есть любой другой самолет, способный на равных бросить вызов «Молнии». Я чувствую себя абсолютно уверенным в успешных действиях F-35 в любой боевой обстановке», - рассказывал в интервью для издания Warrior подполковник Мэтт Хайден, являющийся в данный момент руководителем службы безопасности 56-го истребительного авиационного крыла США с авиабазы Люк (штат Аризона).

Стоит добавить, что, согласно последних данных, авиастроительный концерн Lockheed Martin снизит стоимость истребителей F-35 до 85 миллионов долларов уже к началу 2019 года.



© 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух