Психоанализ и художественное творчество

Психоанализ и художественное творчество

Если следовать традиционной научной логике, то человек стал настоящим человеком благодаря труду, естественному отбору, умению приспосабливаться к различным условиям жизни и так далее. Но судить об окончательном становлении человека как существа разумного можно в первую очередь не по его достижениям в материальных средствах выживания, а в свидетельствах развития сложного внутреннего мира, интеллектуальных и творческих способностей. И в этом плане наглядным показателем является возникновение и эволюция первобытного искусства.

Виды первобытного искусства

Учёные предполагают, что в культурном плане первобытный человек разумный, обитавший в каменном веке, был достаточно продвинут. Представление о нём как о существе примитивном и озабоченном только удовлетворением основных инстинктов, выживания и размножения, является некорректным. Судя по имеющимся археологическим данным, пусть и не слишком богатым, первобытный человек знал достаточно много видов искусства. Так, есть свидетельства того, что существовали довольно развитые магические ритуалы, в которых участвовали как специальные шаманы, так и все члены коллектива. Эти ритуалы сопровождались магическими танцами, а также музыкой, исполняемой в основном на ударных и духовых инструментах. Также, по всей вероятности, была распространённой практика создания различных рисунков на поверхности земли, на коре деревьев, создание украшений в виде костяных и деревянных ожерелий, бус, приукрашивание одежды с помощью перьев птиц и тому подобное.

Но по объективным причинам материальные свидетельства этих видов творческой деятельности первобытных людей просто не могли дойти до нас, так как не обладают свойством долговечности. Те же виды первобытного искусства, которые таким свойством обладают, стали известны современным исследователям. Среди этих видов выделяют четыре основных.

  • Во-первых, это первобытная скульптура, в основной массе своей представленная миниатюрными скульптурами – это и знаменитые палеолитические Венеры, и вырезанные из кости человекоподобные, звериные или абстрактные фигуры, наиболее примечательные примеры украшений.
  • Во-вторых, это наскальная живопись, имевшая большое распространение, различные манеры исполнения и предназначение.
  • В-третьих, это так называемая мегалитическая архитектура, распространившаяся в конце каменного века и представлявшая собой монументальные постройки из огромных камней.
  • В-четвёртых, с открытием гончарного круга появилась керамика, которая довольно быстро благодаря способности придавать глиняным сосудам различную форму и покрывать их узорами и рисунками также стала видом искусства.

Вопросов хватает: как, почему, зачем…

Между тем первобытное искусство было и остаётся весьма загадочным явлением, в самом характере которого немало непонятного. Возникает ряд принципиальных вопросов. Первый - вопрос о происхождении первобытного искусства. Это действительно фундаментальная проблема, так как именно в первобытности у человека возникает не только потребность выразить свой творческий потенциал, но и способность к этому. Затруднительно ответить, как вообще возникло искусство, какие побудительные мотивы были у людей, которые начали рисовать на скалах, высекать из камня скульптуры или мастерить примитивные барабаны. К тому же учёным до сих пор непонятно, является ли искусство неотъемлемым атрибутом человека разумного или у неандертальцев тоже присутствовало, в той или иной форме творчество. Настоящих произведений искусства у неандертальцев не обнаружено, однако наличие у них определённых религиозных представлений говорит в пользу того, что в духовном плане они уже были достаточно развиты для возникновения искусства.

Не оставляет исследователей в покое и такой вопрос, как образность первобытного искусства. И здесь существует две проблемы. Во-первых, наличие образов, которые непонятны современному человеку, например, орнаменты из различных символов, абстрактные фигуры, противоречащее привычной логике сочетание изображений и так далее. Совершенно очевидно, что для первобытных людей, для создателей и «зрителей» наскальной живописи, скульптур или мегалитической архитектуры все эти образы имели смысл, однако теперь его приходится восстанавливать почти наугад. Во-вторых, даже вполне привычные изображения несут двойные, а иногда и тройные смыслы. Например, широко распространённые изображения животных можно интерпретировать и как магические, созданные с целью удачной охоты, и познавательные, и религиозные в качестве способа восхваления или поклонения.

Всё это приводит к появлению целого ряда особенностей первобытного искусства, которые одновременно являются и его отличительными признаками, и главными его загадками. Например, сложно ответить, почему наскальные рисунки создавались, которые могли быть в техническом плане очень сложными и искусными, лишены перспективы или не соблюдают реальные пропорции изображаемых объектов. Возможно, дело в образности самого изображения, а может быть, причина в особенностях восприятия и мышления первобытных людей. Или до сих пор не решён однозначно вопрос о соотношении практического и символического значения искусства – например, какое применение имели сооружения мегалитической архитектуры и насколько они были связаны с религиозными верованиями. И множество вопросов возникают по каждому аспекту первобытного искусства.


Вопросы и задания

Как вы думаете, что являлось побудительными мотивами к художественному творчеству первобытного человека?

Каковы характерные черты и общие стилевые особенности изобразительного искусства эпохи палеолита, мезолита и неолита?

Какие крупнейшие центры первобытной культуры на территории России и стран Западной Европы вы могли бы назвать? Расскажите о них подробнее, используя также материалы из некоторых рекомендованных книг для чтения.

Расскажите о древнейших сооружениях первобытного человека. С чем связано их возникновение?

В чем и как проявился синкретический характер первобытной культуры? Для ответа используйте материалы о возникновении искусства танца, музыки и театра.

Творческая мастерская

Напишите небольшие сочинения-ассе на темы «Первые художники Земли», «О чем рассказывает наскальная живопись палеолита, посвящен­ная сценам охоты человека?».

Познакомьтесь с книгой Дж. Хокинса и Дж. Уайта «Разгадка тайны Стоунхенджа» (М., 1972). Какие зрительные образы этого архитектурного памятника рождает ваша творческая фантазия? Попробуйте их запечат­леть или реконструировать один из памятников мегалитического периода е помощью компьютерной графики.

Попробуйте, используя исторические данные, нарисовать эскизы костюма и маски тотема. Какая музыка могла бы сопровождать это теат­ральное действо?

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Причины возникновения изобразительного искусства первобытного человека»; «Художественные комплексы первобытной культуры (Альта- мира, Стоунхендж и др. - по выбору)»; «Ранние формы искусства; хроно­логия и основные памятники»; «Древнейшие сооружения человечества и их магический смысл»; «Творения первых художников Земли»; «Символи­ка геометрического орнамента неолита и ее отражение в жизни современ­ного общества»; «Синкретизм первобытного искусства»; «Музыкальное и театральное искусство первобытного человека»; «Образы и символы перво­бытного искусства»; «Роль мифа в культуре первобытного человека»; «Первобытная магия и ритуал, их отражение в искусстве первобытного че­ловека».

■ Книги для дополнительного чтения

Дмитриева Н. А., Виноградова Н. А. Искусство Древнего мира. М., 1986.

Дмитриева Н. А. Краткая история искусств: очерки. Вьга. 1. М., 1969. Дэвлет Е. Г. Альтамира: у истоков искусства. М., 2004. Зильберквит М. А. Мир музыки. М., 1988.

Куценков П. А. Психология первобытного и традиционного искус­ства. М., 2007.

Лаевская Э. Л. Мир мегалитов и мир керамики. М., 1997.

Ларичев В. Е. Прозрение: Рассказы археолога о первобытном искус­стве и религиозных верованиях. М., 1990.


Мириманов В. Б. Первобытное и традиционное искусство: малая ис­тория искусств. М., 1973.

Окладников А. П. Утро искусства. Л., 1967.

Рогинский Я. Я. Об истоках возникновения искусства. М., 1982. Семенов В. А. Первобытное искусство. Каменный век. Бронзовый век. СПб., 2008.

Столяр А. Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985. Формозов А. А. Наскальные изображения и их изменив. М., 1987. Художественная культура первобытного общества: хрестоматия / сост. И. А. Химик. СПб., 1994.

Художественная культура

Древней Передней Азии

В IV-I тыс. до н. э. в низовьях двух больших рек Тигра и Евфрата (Месопотамия, или Двуречье, Междуречье), а также на всей территории Передней Азии жили народы высокой культу­ры, которым мы обязаны основами математических знаний и де­лением часового циферблата на двенадцать частей. Здесь научи­лись вычислять с большой точностью движение планет, время об­ращения Луны вокруг Земли. В Передней Азии умели возводить высочайшие башни, где в качестве строительного материала использовался кирпич, осушали болотистую местность, прокла­дывали каналы и орошали поля, сажали плодовые сады, изобре­ли колесо, гончарный круг и строили корабли, умели прясть и ткать, изготавливали из меди и бронзы орудия труда и оружие. Народы Древней Передней Азии достигли больших успехов в об­ласти политической теории и практики, военного дела и госу­дарственного права. Многими их изобретениями и научными от­крытиями мы пользуемся до настоящего времени. Богатейшая мифология народов Междуречья оказала огромное влияние на культуру Европы и Азии. Впоследствии некоторые их легенды стали частью священной книги Библии.

В плодородной долине Междуречья сформировались такие крупные города-государства, как Шумер, Аккад, Вавилон, а так­же Ассирийская держава. Здесь на протяжении веков в результа­те многочисленных кровопролитных войн возникали и гибли го­сударства, сменяли друг друга народности, распадались и снова возрождались древние сообщества. В отличие от Древнего Егип-


та, человек Месопотамии не слишком беспокоился о загробной жизни, гораздо больше его прельщали сиюминутные радости земной жизни. Важнейшим результатом такого мироощущения стало рождение крупнейшей цивилизации, отличающейся яркой и самобытной художественной культурой.

Не имея возможности подробно рассказать о каждом из мно­гочисленных периодов развития художественной культуры Древ­ней Передней Азии, мы рассмотрим лишь самые значимые ее проявления, оставившие яркий след в истории цивилизации.

Возникновение письменности*

К III тыс. до н. э. в южных долинах Двуречья образовались города-государства, одним из которых был Шумер. В историю мировой культуры шумеры вошли в первую очередь благодаря изобретению письменности, которая возникла здесь примерно на 200-300 лет раньше, чем в Египте.

Первоначально это было пактографическое (рисуночное) письмо, постепенно замененное сложными геометрическими знаками. Треугольники, ромбики, полоски, стилизованные паль­мовые ветви наносили на поверхность сосудов. Каждая комбина­ция знаков рассказывала о важнейших для человека занятиях и событиях.

Книги-таблич­ки из библи­отеки царя Ашшурба нипала. Эрмитаж, Санкт- Петербург

Писали на «дощечках» по мягкой глине, тщательно очищен­ной от всяких примесей. С этой целью использовались тростнико­вые или деревянные палочки, заточенные таким образом, что при вдавливании в сырую глину они оставляли след в виде кли­на. Затем таблички обжигали. В таком виде они могли храниться в течение длительного времени. Вначале писали справа налево, но это было неудобно, так как собственная правая рука закрыва­ла написанное. Постепенно перешли к более рациональному письму - слева направо. Так, пиктография, известная еще пер­вобытному человеку, превратилась в клинопись, которая по­зднее была заимствована и преобразована многими народами.

О жизни шумеров много интересного нам пове­дали глиняные таблички, расшифровка и прочте­ние которых потребовали от ученых немало усилий и времени.

По глиняным табличкам ученики постигали азы чтения и письма. Из сохранившихся памятни­ков письменности мы можем узнать о том, как строился учебный процесс в этих своеобразных школах. По всей вероятности, учителя держали своих воспитанников в большой строгости и пови­новении, а поэтому в табличках встречаются мно­гочисленные жалобы воспитанников.

В доме табличек надсмотрщик сделал мне замечание: «Почему ты опоздал?»

Я испугался, сердце мое бешено

заколотилось,


Подойдя к учителю, я поклонился

до земли.

Отец дома табличек выпросил

мою табличку,

Он был ею недоволен и ударил меня.

Потом я усердствовал с уроком,

мучился с уроком...

Классный надсмотрщик приказал нам:

« Перепишите!»

Я взял свою табличку в руки,

Писал на ней,

Но было на табличке и то, чего я

не понимал,

Чего не мог прочесть...

Судьба писца мне опостылела,

Судьбу писца я возненавидел...

(Перевод Л. Шаргиной)

В Ниневии была обнаружена знаменитая библиотека царя Ассирии Ашшурбанипала (669 - ок. 633 г. до н. э.), насчиты­вавшая более 30 тыс. табличек. Это первое в мире систематизиро­ванное собрание, где книги-таблички подбирались по сериям, имели заглавия, порядковый номер и размещались по отраслям знаний. Царь очень дорожил своим сокровищем, а поэтому хра­нил «книги» в ящиках в сухом помещении на втором этаже. Так как содержание книги невозможно было разместить на одной табличке, то другие таблички служили ее продолжением и хра­нились в специальном ящике.

В 612 г. до н. э. под натиском врагов библиотека царя чуть не погибла. Ее спасло то, что во время пожаров глина от обжига ста­ла еще крепче, к тому же она не боялась сырости. Естественно, многие из книг-табличек разбились, разлетевшись на множество мелких кусочков, но то, что сохранилось, пролежав под слоями песка, пепла и земли, через 2500 лет поведало ученым удивитель­ные сведения о жизни и культуре народов Междуречья.

Выдающийся памятник мировой литературы «Эпос о Гильга- меше» («О все видавшем». III тыс. до н. э.) - правителе шумер­ского города Урука - сохранился на глиняных табличках, дати­руемых началом II тыс. до н. э.

Архитектура Месопотамии

До нашего времени сохранилось очень немного архитектурных сооружений, чаще всего это лишь фундаменты зданий. Строились они из необожженной глины-сырца и в условиях повышенной влажности быстро разрушались. Не пощадили их и многочислен­ные войны.

В стране бурных рек и заболоченных равнин храмовые соору­жения поднимали на высокие насыпные подножия, предохра­нявшие их от наводнений. Важной частью архитектурных ансамблей были лестницы и пандусы (наклонные плоскости, за менявшие лестницу). По ним жители города или жрецы подни­мались к святилищу. Города Междуречья защищали оборони­тельные сооружения с мощными и высокими крепостными стена­ми, башнями и укрепленными воротами.

Модель

зиккурата.

Реконструкция

Важнейшим достижением архитектуры стало сооружение так называемых зиккуратов, ставших символическим воплощени­ем устройства мира в виде лестницы, связывающей небо и землю. Ступенчатые башнеобразные храмы выражали также идею иерархического устройства Вселенной и использовались для со­вершения культовых обрядов, а позднее - и для астрономиче­ских наблюдений. Они высоко вздымались к небу, были массив­ными и прочно стояли на земле, напоминая людям горы («кур» означает «гора»). На верхней площадке зиккурата располагалось святилище, то есть «жилище бога», где находилась статуя боже­ства. Простые люди никогда туда не допускались, там могли на­ходиться только цари и жрецы, наблюдавшие за небесными све­тилами. Первыми такие сооружения начали строить шумеры, по­зднее вавилоняне и ассирийцы заимствовали у них идею возведения подобных храмов.

Зиккурат в городе Уре. XXI в. до н. э.

Наибольшую известность приобрел зиккурат бога Луны в го­роде Уре, который частично удалось раскопать из-под слоев песка. Oн представлял собой сооружение из трех поставленных одна на другую усеченных пирамид. (В настоящее время сохранились лишь два этажа из первоначаль­ных трех его террас.) Высота этого сооружения достигала 60 м. Стены ступеней, сложенные из необожженного кирпича, имели трапециевидную форму и были наклонены к центру сооруже­ния. Это обстоятельство давало основание предположить, что строителям, учитывавшим особенности восприятия человека, бы­ли известны законы оптической перспективы. Этой лее идее, веро­ятно, была подчинена разбивка стеньг вертикальными выступами и нишами. Такое строение зиккурата создавало впечатление его устремленности вверх, к небу, к миру божественных сил.

План здания позволял сделать предположение, что святили­ще божества находилось за толстыми, непроницаемыми стенами, а имевшиеся тесные помещения носили замкнутый характер. Важное символическое значение имела окраска зиккурата. отра­жавшая представления о картине мира. Сохранившаяся в ниж­ней части трехцветная мозаика, имитирующая связки тростника и тростниковое плетение, свидетельствует о его изысканном де­коративном убранстве. Общую картину архитектурного облика зиккурата дополняли сады, разбитые на террасах.

Висячие сады. Семирамиды,

Важнейшим архитектурным достижением Месопотамии ста­ло изобретение сводчато-арочной конструкции, позднее ис­пользовавшейся в архитектуре Древнего Рима и европейского Средневековья. Подобная конструкция была применена при создании одного из семи чудес света - Висячих садов Семирами­ды. Пирамидальная конструкция террас положила начало тра­диции разведения садов на их ступенях. Для орошения экзоти­ческих растений здесь впервые была использована конструктив­ная идея водоснабжения. Сделано это было таким образом, что вода маленькими ручейками стекала вниз, орошая при этом па­радный сад.. В нижних этажах созданы гроты замысловатых форм с множеством статуй богов, священных животных и птиц.

Здесь звучала таинственная музыка, располагавшая к покою и созерцанию красоты.

Не менее примечательны архитектурные сооружения Вави­лона времен Навуходоносора II (605-562 гг. до н. э.). Путь к го­роду вел через ворота, посвященные богине плодородия и земле­делия Иштар. Каждый их зубец представлял собой уменьшенную модель зиккурата. Ворота были облицованы глазурованным темно-синим кирпичом с изображением священных быков зо­лотисто-желтого цвета, а также рядами белых и желтых драко­нов - фантастических существ с головой змеи, орлиными задни­ми и львиными передними лапами. Эти символические защит­ники города придавали воротам необычайную декоративность й зрелищность. Синий цвет фона выбран не случайно, он имел зна­чение магического средства от дурного глаза. Краски глазури, не потускневшие до сих пор, производят особенно сильное впечатле­ние на зрителей.

Ворота храма богини Ищтар в Вавилоне.

VI в. до н. э. Реконструк­ция.. Музей Пергамон, Берлин

2.3. Изобразительное искусство*

Изобразительное искусство Древней Передней Азии представлено главным образом рельефами и мозаикой, кото­рые украшали внутренние стены парадных залов во дворцах. Значительная их часть посвящена придворной жизни царя и его приближенных.

Штандарт из Ура. Фрагмент. Середина III тыс. до н. э. Британский музей, Лондон

Главное место занимают торжест­венные процессии. Царь (его фигура, как правило, намного больше остальных) восседает на троне в окружении множества вооруженных телохранителей. Справа и слева к царю тянутся бесконечной лентой пленники со связанными руками, народы покоренных стран с щедрыми подношениями. Или царь возлежит на пышном ложе в саду под тенистыми пальмами. Слу­ги навевают на него прохладу опахалами, веселят игрой на арфе.

Адоранты. Первая половина III тыс. до и. э. Иракский музей, Багдад

Среди подобных предметов искусст­ва следует особо отметить штандарт из Ура - трехъярусную мозаичную пли­ту, сюжет которой посвящен теме воен­ного сражения и одержанной победе. Боевые колесницы с запряженными в них приспособлениями для метания сна­рядов прокладывают дорогу. Колеса бое­вых колесниц имеют форму цельного диска без спиц и составлены из двух половинок. Слева направо движутся жи­вотные, сначала шагом, затем рысью и галопом. Под их копытами - тела по­бежденных врагов. За колесницами сле­дует многочисленная пехота в кожаных шлемах с наушниками, в кожаных на­кидках с металлическими бляхами. Во­ины горизонтально держат копья, под­талкивая ими идущих впереди пленни­ков. В центре верхнего яруса - крупная фигура царя. Слева к нему направляется процессия с царской колесницей, оруженосцем и мальчиком-слугой. Справа воины несут трофеи и ведут раздетых обезоруженных плен­ников.

Сановник

Эбих-илъ.

Ill тыс. до н. э. Лувр, Париж

Искусство Древней Передней Азии внесло нема­лый вклад и в развитие мелкой пластики. До на­шего времени сохранились прекрасные образцы шумеро-аккадской скульптуры, созданной в начале III тыс. до н. э. Одни из самых ранних произведе­ний - небольшие (до 30 см) статуэтки с изображени­ем людей, совершающих обряд почитания божества, так называемые адоранты (лат. «поклонение», «обо­жание»). У них благоговейно сложены руки; пыш­ные и тщательно завитые бороды; огромные, обра­щенные вверх, как бы застывшие в изумлении глаза; уши, напряженно улавливающие любое желание бо­жества. Они навсегда застыли в позах смирения и покорности. На плече каждой фигурки - имя того, кого она должна представлять в храме.

Сановник Эбих-иль показан сидящим на плете­ном табурете с молитвенно скрещенными на груди руками. Обра­щает на себя внимание утонченная проработка деталей одежды. Превосходно вырезана борода с вьющимися завитками.

Стела царя Хаммурапи. XVIII в. до н. э.

Лувр, Париж

В 2003 г. до н. э., когда Шумеры и Аккад прекратили свое су­ществование и на политическую арену выдвинулся царь Хам- мурапи (1792-1750 гг. до н. э.), центром нового государства стал город Вавилон. Именно в этот период был создан выдающий­ся памятник - «Эпос о Гильгамеше». Из произведений изобразительного ис­кусства до наших дней дошло очень нем­ногое, так как царство Хаммурапи неод­нократно подвергалось нападениям ко­чевников.

Одним из лучших памятников этой эпохи является стела царя Хаммурапи, обнаруженная французскими археолога­ми в 1901 г. Хаммурапи, создатель свода законов, в молитвенной позе подходит к богу Солнца Шамашу. Его голова покры­та шапкой с отогнутым краем, а длинная одежда спускается мягкими, свободны­ми складками до ступней, оставляя пра­вую руку обнаженной. Шамаш величест­венно восседает на троне, похожем на ва­вилонский храм с нишами и выступами. Ноги божества покоятся на громоздя­щихся горах, из-за которых он ежеднев­но приходит на землю к людям. Голову Шамаша венчают четыре пары рогов - знак величия, у него длинная завитая борода, а из-за плеч вырываются снопы солнечных лучей. Правой рукой Шамаш протяги­вает Хаммурапи символы власти - кольцо и жезл, как бы поручая царю вершить правосудие.

В начале I тыс. до н. э. началось возвышение мощного Асси­рийского государства, простершего владения от Средиземного моря до Персидского залива. Соединив традиции многих куль­тур, ассирийское искусство приобрело неповторимый облик. При украшении стен царских дворцов особое предпочтение отдава­лось рельефу. Главной темой здесь стало прославление царя как полководца, мудрого правителя, физически сильного и волевого человека. На рельефах запечатлены батальные сцены, наступаю­щие войска, быстрые колесницы, скачущие всадники, бесстраш­ные воины, берущие крепость, они взбираются на крутые стены по канатным лестницам или переплывают бурные реки, гонят бесчисленные стада животных и толпы пленных. Все это совер­шается во славу одного человека - царя!

Характерной особенностью ассирийских рельефов стало ус­ловное изображение фигуры человека, в то время как облик жи­вотного передавался очень правдоподобно. В отдельных случаях ассирийские мастера сознательно нарушали пропорции, подчер­кивая особый драматизм сцены. Так, в сцене охоты лев мог быть крупнее лошади. Изображение человека соответствовало канону, согласно которому голову, нижнюю часть тела, ноги и одно плечо показывали в профиль, другое плечо - в фас. Художники самым тщательным образом относились к передаче мельчайших дета­лей: завитков волос, складок одежды, мускулов тела. Первона­чально рельефы раскрашивались.

Сохранилось немало ассирийских рельефов с изображением охоты на диких животных, которая считалась великолепной тре­нировкой для военных действий. В композиции «Большая охота на львов» художник выбрал один из самых напряженных момен­тов охоты на львов. Фигуры людей и животных переданы в экс­прессивном движении - охота уже началась. Стремительно мчится колесница. Под копытами лошадей в муках корчится раненый зверь.

Большая охота на львов. Фрагмент рельефа.

IX в. до п. э. Британский музей,

Лондон.

Возница с силой держит поводья, пришпоривая лошадей. В это время царь натягива­ет лук, готовясь поразить животное. Разъяренный дикий лев встал передними лапами на колесницу. С большой точностью художник изображает голо­ву рычащего льва, защищающегося от угрозы не­минуемой смерти. Он поразительно воспроизводит ту страшную боль, которую испытывает раненое животное. Художнику не откажешь и в мастерстве передачи деталей: силы мускулов царя, жесткости рук возницы, тщательной прорисовке лошадиных грив и уздечки.

Голова богигш Иштар из Урука. Начало III тыс. до н. э. Иракский музей, Багдад

В конце VII в. до н. э. Ассирия была уничтоже­на, но лучшие традиции ассирийского рельефа нашли отражение в скульптуре Древнего Ирана.

Цивилизация Древней Передней Азии, просу­ществовавшая 4 тыс. лет, сыграла огромную роль в истории человечества. Она стала для него тем мощ­ным фундаментом, без которого впоследствии не могла существовать ни одна из художественных культур мира. Скрытая для непосвященных глаз, она до сих пор содержит в себе немало загадок, открытие которых подарит ис­тинную радость и наслаждение любому, кто захочет прикоснуть­ся к ее тайнам.

2.4. Музыкальное искусство*

Памятники музыкальной культуры не сохранились, но о вы­соком уровне развития музыки можно судить по произведениям литературы и изобразительного искусства. Так, при раскопках в городе Уре были обнаружены клинописные «учебники» по пе­нию. Из них мы узнаем, что храмовые музыканты-жрецы пользо­вались большим почетом в обществе. Их имена записывались вслед за именами богов и царей. Именами музыкантов начина­лось летосчисление. В сравнении с государственными чиновника­ми музыканты были рангом выше.

Во время траурных церемоний храмовые музыканты-жрецы исполняли песни-плачи, а в обычные дни должны были радовать богов и царей прекрасными звуками. Сохранилось такое прика­зание царя музыкантам:

«Царь повелел певцу предстать и петь перед властелином Нингирсу, чтобы успокоилось его сердце, умиротворилась его ду­ша, осушились его слезы, прекратились его вздохи; ибо этот пе­вец подобен морской глубине, он очищает, подобно Евфрату, и шумит, как буря».

Таким образом, музыка должна была доставлять наслажде­ние богам и царям, утешать души верующих. Позднее существо­вали большие придворные ансамбли, которые давали публичные концерты. Некоторые из ансамблей насчитывали 150 человек! Концерты устраивались во время религиозных це­ремоний, народных праздников, возвращения войск из походов, царских приемов, пиров и торжественных про­цессий.

Арфа с головой быка. Около 2600 г. до н. э. Иракский музей, Багдад

Из музыкальных инструментов особое распространение полу­чили арфа, тарелки, двойной гобой, продольные флейты, лютни и лиры. В культовой музыке также использовались различные колокольчики - амулеты против зла и бедствий. В обрядах, посвященных культу Луны и звезды Иштар (планете Венера), участвовали медные ба­рабаны громадных размеров. В честь музыкаль­ных инструментов совершались даже жертвопри­ношения.

Во время раскопок одной из царских гробниц в городе Уре была обнаружена арфа с головой бы­ка. На передней части арфы, под подбородком бы­ка, укреплена дощечка с изображением Гильгаме- ша, борющегося с двумя быками с человеческими лицами. Это сюжет из мифа, согласно которому богиня Иштар, посватавшаяся к Гильгамешу и по­лучившая от него отказ, решила ему отомстить. Она потребовала, чтобы бог неба Ану создал «не­бесного быка» и грозовую тучу, которые должны были погубить Гильгамеша.

Древневосточная арфа имела узкий резонатор и струны разной длины, которые натягивались по диагонали. Среди множества разновидностей арф, отличавшихся количеством струн, размером и способом исполне­ния, особой популярностью пользовались ассирийские горизон­тальные арфы. На них играли с помощью медиатора (тонкой длинной палочки). Если нее это были вертикальные арфы, то при воспроизведении музыки пользовались только пальцами.

Из Месопотамии до нас дошли и некоторые термины, обозна­чающие музыкальные интервалы, лады и жанры. И хотя ученые до сих пор спорят об их настоящем звучании, несомненно одно: в Междуречье не только исполняли музыку, но и сочиняли ее, а также развивали музыкальную теорию.

Submitted by content manager on чт, 06/01/2011 - 21:40


В литературе по психологии и методологии творчества недостаточно глубоко освещаются вопросы мотивации творчества. Такая же картина наблюдается и в «тризовской» литературе. В книге «Как стать гением» авторов Генриха Альтшуллера и Игоря Верткина, есть описание условий, при которых жизнь человека становится творческой, есть рекомендации по преодолению сопротивления внешней среды, но, к сожалению, нет описания и анализа мотивов, которыми руководствуется человек, совершая свои творческие поступки. А что заставляет человека быть творческим?

Если мы хоть немного попытаемся разобраться в этом вопросе, то, вероятно, более ясными станут пути активизации и развития творческих способностей человека.

«Ничто не возникает само по себе, все является следствием каких-то причин» - так говорили еще древние. Необходимость проявить творчество, тоесть найти новое неизвестное ранее решение, так же является следствием какой-то причины, а точнее, ответом или реакцией на неудовлетворенную потребность или нереализованный мотив.

По происхождению эти потребности или мотивы можно разделять на внутренние и внешние. Внутренние мотивы возникают в самом человеке и заложены в нем в виде инстинктов или, если можно так сказать, на генетическом уровне. Внешние мотивы возникают под влиянием общественной потребности того общества в котором находится человек. Рассмотрим подробнее внутренние и внешние мотивы творчества

Внутренние мотивы творческой деятельности человека:

Реализация поисковой потребности.

Каждое живое существо, а тем более человек, с первых дней своей жизни активно исследует среду, в которую он находится, пытается ее изучить, понять и использовать для своего существования. Эту естественную поисковую потребность, можно назвать «природным любопытством», которое заставляет человека изучать и анализировать новую для него ситуацию, делать какие-то выводы и совершать новые действия, которые он ранее не делал, тоесть проявлять творчество.

Подавляющее большинство ученых занимаются творчеством именно под влиянием, внутренне заложенной в них, поисковой потребности. Эту поисковую потребность можно развивать с детства соответствующим воспитанием, или же, наоборот, заглушить ее. В последнем случае слова сатирика Михаила Жванецкого будут звучать особенно правдиво - «В каждом из нас спит гений. И с каждым днем все крепче»

Инстинкт самосохранения, выживания и продолжения рода.

В экстремальных условиях, когда человек испытывает опасность, он активизирует свои творческие способности и часто находит изобретательское решение, которое сохраняют ему жизнь. Таких примеров можно привести много.

Мотив к творчеству возникает и тогда когда необходимо выжить в каких-то особо сложных условиях. В таких случаях человек часто по новому использует имеющиеся у него средства и ресурсы. Такие творческие действия помогают ему преодолеть возникшие трудности.

Не меньшее количество творчества, а может быть и больше, человек проявляет чтобы удовлетворить свою потребность в продолжении рода. Мы можем убедиться в этом, читая древние баллады о влюбленных, средневековые романы о рыцарях и современную беллетристику. Всегда и везде влюбленный человек проявляет максимум творческих способностей, чтобы найти свою половину и подчиниться великому зову природы.

Удовлетворение материальных потребностей -

(Пища, кров, одежда и т. п)

Основная часть мирового патентного фонда содержит в себе творческие решения направленные на удовлетворение материальных потребностей человека. Такими потребностями являются возделывание сельскохозяйственных растений, приготовление пищи, изготовление одежды, строительство домов, дорог и многое, многое другое. Человек никогда бы не создал этих вещей если бы в них не возникла потребность. А по мере развития общества развиваются и материальные потребности, которые еще в большей степени мотивируют человека на проявление творческих способностей.

Удовлетворение духовно -социальных потребностей

(Самоуважение, признание, самореализация и саморазвитие)

Когда первичные материальные потребности, в какой - то мере, удовлетворены, появляются необходимость удовлетворить духовные потребности, а так же потребность в признании, самореализации и саморазвития. Под действием этих мотивов человек создает письменность, музыку, искусство и науку.

Постоянно растущая потребность в саморазвитии порождает великих поэтов, писателей, артистов, философов, ученых и многих других творческих людей, деятельность которых позволяет сохранить и развивать цивилизацию.

Корыстолюбие, властолюбие, карьеризм.

Желание быть богатым, получать много денег, иметь высокую должность и властвовать подчиненными, для многих является сильным мотивом, чтобы развить и задействовать свои творческие способности. Известный персонаж Остап Бендер проявлял чудеса изобретательности, находчивости и изворотливости, чтобы приобрести желанный миллион. Присмотритесь к «власть имущим», все они в известном смысле, достаточно изобретательные и творчески развитые люди. Иногда только жаль, что их творчество не всегда направлено на благо народа, которому они служат.

Устал первобытный человек искать корешки для своего пропитания, и, занялся он земледелием - изобрел соху. Лень стало человеку гоняться за мамонтом - изобрел ловчею яму, неохота стало ему ходить пешком - появилась конная упряжка, автомобиль, паровоз. И так во многих других областях.

Мне лично лень было каждый день открывать утром и закрывать вечером форточку для проветривания теплицы. Чтобы не заниматься этой работой пришлось изобрести и изготовить из подручных материалов автоматическое устройство для открывания и закрывание форточки теплицы. Одной заботой стало меньше, но лень не прошла. Она по-прежнему командует мной и мотивирует на создание других изобретений.

Выше были кратко обозначены мотивы творчества, которые человек имеет или создает внутри себя. Теперь рассмотрим мотивы, которые формируются внешней средой.

Внешние мотивы творческой деятельности человека:

Удовлетворение потребности семьи, страны, человечества.

Здесь можно привести обширный ряд примеров проявления творчества для удовлетворения указанной потребности - от изобретения семейного, общего очага и до спутниковой связи системы «ИНТЕРНЕТ». У современного человека, цивилизованной страны этот мотив, порождаемый общественной потребностью, выражен достаточно отчетливо.

Следование идеологии, культуре и мифам общества.

Каждая личность в той или иной степени подвержена влиянию культивируемой в данном обществе идеологии, а так же общепризнанным в ней мифам и предрассудкам. Эти элементы стимулируют и побуждают проявление творческой активности человека направленной на удовлетворение потребности в поддержании и сохранении того сообщества, в котором он находится.

Чувство моды (стадности), желание быть не хуже других .

Этот мотив особенно развит в тех обществах, где понятие «потерять лицо» или «быть не таким как все» означает нарушение общепринятых правил и норм, а значит испытывать непризнание обществом. Если среда, в которую попал человек, является творческой, то и этот человек, чтобы не быть «белой вороной» стремится максимально проявить свои творческие способности. Не всем это удается, но все к этому стремятся

Все перечисленные мотивы действуют одновременно, каждый в той или иной степени, но какой то один из них, будет доминирующим. Это определяется социальными условиями, в которых находится человек, его воспитанием, образованием и мировоззрением.

При выяснении вопроса о существовании видов мотивации, возникает следующая задача: - Какие мотивы творчества необходимо задействовать и развивать в наше время, какие методы использовать для этого?

Уважаемые коллеги, помогите мне найти такой факт, который разрушит высказанные соображения.

Алфавитный указатель:

  • Иванов Г.И.

Рубрики:

  • Статьи и письма "Методологу"
  • Log in or register to post comments

Комментарии

Re: Основные мотивы творческой...

Submitted by Фил on вс, 09/01/2011 - 19:52

Здравствуйте, уважаемый Геннадий Иванович!

Иванов Г.И. wrote:

Всем известно, что любая гипотеза, тем более, если она претендует на какое-то теоретическое обобщение, требует для своего подтверждения десятки, а иногда и сотни фактов. А вот чтобы опровергнуть или показать ошибочность рассуждений, иногда бывает достаточно привести всего один факт.
Уважаемые коллеги, помогите мне найти такой факт, который разрушит высказанные соображения.


Какие мотивы двигали (и продолжают двигать) людьми, изобретающими оружие массового уничтожения - атомную (термоядерную) бомбу, биологическое оружие, химическое оружие. А так же средства агрессии -баллистические ракеты, дальние бомбардировщики, авианосцы. Просто автоматическое оружие, УЗИ, например. Трудно обвинить таких людей в любви к человечеству и даже в чувстве моды.

Это мое личное мнение. За мои высказывания администрация сайта ответственности не несёт.

С уважением, Фил.

История культуры первобытного общества охватывает громадный промежуток времени – от возникновения человека (ок.5 млн. лет назад) и до наших дней.

Все сведения о первобытной культуре связано с археологическими находками материальных предметов: орудия труда, постройки, захоронения, украшения и т.п. Несомненно, что в эпоху первобытного общества зарождаются основные виды духовной культуры: с появлением человека на земле зарождается религия, возникают мифологические представления, архитектура, изобразительное искусство.

Жизнь древних людей была неотделима от природы . Люди считали, что в природе всё взаимосвязано. Однако рационально объяснить эту связь человек еще не мог, поэтому он заменил знания об устройстве мира своими представлениями о нем: мифологизированным представлением о действительности, религиозным видением, приписывал силам природы таинственные магические силы.

• Миф – это особый вид мироощущения, специфическое представление о явлениях природы и общественной жизни.

• Религия – вера в существование сверхъестественных сил.

• Магия - система обрядов, с помощью которых человек якобы может сверхъестественным образом воздействовать на природу.

Ранние формы веры

Первобытные формы религии основывались на анимистическом типе мировоззрения. Анимизм (от англ. animation – оживление) - вера в оживление природных сил (духов), способных помогать или мешать человеку в его делах.

В рамках анимистических представлений сложилась такая форма верований как тотемизм - вера в мистическую связь группы людей с животным или растением, являющимся покровителем или родоначальником племени.

Тотемизм был способом осознания обществом своего единства. Некоторые исследователи считают, что тотемный предок был в древнем мире у каждого рода или племени.

Рис. 1. Примеры тотемных животных.

Очень рано сформировался у человечества культ предков – поклонение духам умерших людей. Смерть рассматривалась как переход в иное состояние (отделение души от тела) и перемещение в другое место (лес, море, подземный или небесный мир). Умершие предки становились духами. После смерти предка племя сохраняет с ним мистическую связь, которая осуществлялась через ритуальное общение с духом умершего.

Искусство первобытных людей отличается примитивностью, которая была результатом осознания связей человека с окружающим миром. Человек формировал свой духовный мир через познание и наблюдение внешней природы, мира зверей, который он понимал лучше, чем свой собственный. Себя первобытный человек первоначально не изображал. В самом конце периода палеолита мы видим изображение человеческих ладоней.

Рисунки, обнаруженные в пещерах Ласко , Пеш Мерль , Ла Мут – во Франции, в Альтамире и других пещерах Испании, изображены на значительном расстоянии от входа, в них было трудно проникнуть, что предполагает, что большинство пещер были необитаемыми святилищами и служили культовым целям.

Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога-любителя Марселино Саутуолы в 1875 г. в пещере близ деревни Альтамира (Испания). Двадцать пять цветных изображений бизонов в натуральную величину украшали стены пещеры. Некоторые животные лежали на земле, другие спокойно щипали траву, третьи, падая от стрелы охотника, корчились в муках. О существовании пещеры знали все в этой округе, здесь прятались от непогоды пастухи и устраивали привал охотники. Но только спустя 11 лет, в 1879 г., гуляя по окрестностям усадьбы и войдя в пещеру, девятилетняя дочь М. де Саутуолы Мария обратила внимание своего отца на трудно различимые в темноте пещеры странные изображения на потолке одного из ее «залов». «Смотри, папа, быки», - сказала девочка. С этого дня начались длительные злоключения Марселино де Саутуолы. Саутуолу обвинили в умышленной фальсификации, в том, что эти росписи были сделаны одним из его друзей - художником, гостившим в его замке. Только почти через 15 лет после смерти М. Де Саутуолы его оппоненты, вынуждены были публично признать свою неправоту и согласиться с тем, что живопись Альтамиры относится к эпохе палеолита

Рис. 2. Наскальные рисунки из пещеры Альтамира (Испания)

Рис. 3. Пример художественного произведения первобытного человека.

Наскальный рисунок быка из пещеры Альтамира (Испания).

Одно из самых выдающихся открытий было сделано совершенно случайно в сентябре 1940 года: пещера Ласко во Франции была обнаружена четырьмя мальчиками, которые, играя, забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. Чтобы попасть в нижнюю галерею пещеры, нужно спуститься по веревочной лестнице через шахту глубиной 6,3 метра. Пещера представлена залами, изображающими фигуры быков, лошадей, бизонов, баранов, которые чередуются со знаками: волнистые линии, прямоугольники, квадраты, стилизованные растительные формы. Кроме животных, в пещерах изображали сцены из охоты, танец людей, одетых в шкуры, кровоточащие, пораженные охотниками животные. Пещера Ляско была открыта для осмотра в 1948 году. Известность чуть не погубила пещеру. Ежедневное присутствие нескольких сотен туристов (а летом это число достигало 2 тысячи человек в день) нарушилась экология пещеры - в ней появились микроорганизмы - и росписи стали покрываться зеленью. Пещера была закрыта, законсервирована и вскоре её копия была воссоздана в другом месте. Любой из нас может увидеть пещеру Ляско-2.

Рис. 4. Китайская лошадка, одно из самых известных изображений из пещеры Ласко

Как и во многих других подобных случаях, Капова пещера в России известна очень давно. В 1760 г. она была уже описана в одном из историко-географических сочинений о Приуралье. С пещерой связано много местных преданий и легенд, отмеченных В.И. Далем. Внимание археологов было привлечено к ней только после 1959 г., когда зоолог А.В. Рюмин обнаружил на стенах пещеры палеолитические изображения. Среди них хорошо распознаются мамонты, носорог, бизон и лошади.

Рис. 5. Наскальные рисунки из Каповой пещеры (Россия)

Среди первых изображений человека археологи нашли каменные статуи, изображавшие женщину с подчеркнутыми признаками пола, лица нет. Таким образом, в данных изображениях подчеркивается идея матриархата, женщина воспринимается как сосуд плодородия. Археологи назвали их «палеолитические Венеры» .

Рис. 6. "Палеолитические Венеры"

В эпоху неолита появляются новые мегалитические памятники («большой камень»): менгиры, дольмены, кромлехи. Они представляют собой гигантские камни – одиночные или групповые в форме «П».

Рис. 7. Стоунхендж

Рис. 8. Дольмен

Вопросы для повторения:
  1. Как вы думаете, что явилось побудительными мотивами к художественному творчеству первобытного человека?
    2. Какие крупнейшие центры первобытной культуры на территории России и стран Западной Европы вы можете назвать
    3. Расскажите о древнейших сооружениях первобытного человека. С чем связано их появление?

После знакомства с представленными материалами необходимо выполнить проверочные и контрольные задания, представленные здесь же. В случае необходимости, контрольные материалы отсылаются на электронную почту преподавателя по адресу: [email protected]

Психоанализ и художественное творчество

Психоаналитический метод используется Фрейдом и при анализе специфических особенностей художественного творчества и проблематики искусства. Здесь он также отталкивается от первоначально выдвинутых им постулатов, и прежде всего от идеи "эдипова комплекса ", в котором, по Фрейду, исторически "совпадает начало религии, нравственности, общественности и, искусства ". Истоки искусства усматриваются им в фантазии, при помощи которой сыновья, отказавшиеся от своих намерений стать заместителями отца в реальной жизни, ставят себя на его место в воображении, пытаясь таким образом удовлетворить свои бессознательные влечения. Тот, у кого особенно сильно было развито воображение, стал первым поэтом, сумевшим свои бессознательные влечения облечь в такую мифическую форму, благодаря которой они перестали быть асоциальными и превратились в средство самоудовлетворения как в воображении самого поэта, так и в фантастических картинах других людей, внимающих его поэтическому голосу. Сила поэтического воображения, способная захватить и увлечь за собой массы в фантастический, воображаемый мир, приобретает, как утверждает Фрейд, большое значение потому, что в основе ее лежит всеобщее чувство аффективной привязанности к первобытному отцу.

Итак, фантазия и мифотворчество наделяются в учении Фрейда функцией сублимирования бессознательных влечений человека. Такое понимание причин возникновения искусства накладывает отпечаток и на фрейдовскую психоаналитическую концепцию. художественного творчества, и на конкретный анализ отдельных произведений искусства.

Как в том, так и в другом случае предлагается психоаналитическая процедура по расшифровке "языка " бессознательного, который в символической форме обретает будто бы свою самостоятельность в фантазиях, мифах, сказках, снах, произведениях искусства. Искусство, таким образом, рассматривается Фрейдом как своеобразный способ примирения оппозиционных принципов "реальности " и "удовольствия " путем вытеснения из сознания человека социально неприемлемых импульсов. Оно способствует устранению реальных конфликтов в жизни человека и поддержанию психического равновесия, то есть выступает в роли своеобразной терапии, ведущей к устранению болезненных симптомов. В психике художника это достигается путем его творческого самоочищения и растворения бессознательных влечений в социально приемлемой художественной деятельности. По своему смыслу такая терапия напоминает "катарсис " Аристотеля. Но если у последнего средством духовного очищения выступает только трагедия, то основатель психоанализа видит в этом специфику всего искусства.

Основной функцией искусства он ошибочно считает компенсацию неудовлетворенности художника реальным положением вещей. Да не только художника, но и воспринимающих искусство людей, поскольку в процессе приобщения к красоте художественных произведений они оказываются вовлеченными в иллюзорное удовлетворение своих бессознательных желаний, тщательно скрываемых и от окружающих, и от самих себя. Искусство несомненно включает функцию компенсации.

Компенсирующая функция искусства в определенных условиях может даже выдвинуться на передний план, как это нередко случается в современной буржуазной культуре, духовные продукты которой предназначены для примирения человека с социальной действительностью, что достигается путем отвлечения его от повседневных забот, реальных проблем жизни. И все же компенсация не основная и тем более не единственная функция искусства.

Компенсирующая функция искусства становится основной лишь тогда, когда художественное творчество превращается в ремесло по выполнению социального заказа, не отвечающего внутренним потребностям художника, а произведения искусства в массовую продукцию, рассчитанную на такого потребителя, который внутренне настроен на развлечение.

Обращаясь к проблематике искусства, Фрейд стремится раскрыть сущность художественного, и прежде всего поэтического, творчества.

Первые следы данного типа духовной деятельности человека, по мнению

Фрейда, следует искать уже у детей. Как поэт, так и ребенок могут создавать свой собственный фантастический мир, который совершенно не укладывается в рамки обыденных представлений человека, лишенного поэтического воображения. Ребенок в процессе игры перестраивает существующий мир по собственному вкусу, причем относится к плоду своей фантазии вполне серьезно. Точно так же и поэт благодаря способности творческого воображения не только создает в искусстве новый прекрасный мир, но нередко верит в его существование. Фрейд подмечает этот факт. Но, пройдя сквозь призму его психоаналитического мышления, он получает ложное толкование, будто в основе как детских игр и фантазий, так и поэтического творчества лежат скрытые бессознательные желания, преимущественно сексуального характера. Отсюда столь же ложный вывод, что побудительными мотивами, стимулами фантазий людей, в том числе и поэтического творчества, являются или честолюбивые желания, или эротические влечения. Эти же бессознательные влечения, по Фрейду, составляют скрытое содержание самих художественных произведений.

Фрейд не рассматривает взаимоотношения между сознанием и бессознательным в процессе творческого акта. Быть может, он считает это излишним, поскольку при анализе психической структуры личности и принципов функционирования ее разноплановых пластов им уже была предпринята попытка осмысления взаимодействий между сознательным "Я " и бессознательным "Оно ". Однако тогда речь шла о принципах функционирования человеческой психики в целом, безотносительно к конкретным проявлениям жизнедеятельности человека. Созданную им абстрактную схему отношений между сознанием и бессознательным Фрейд автоматически переносит на конкретные виды человеческой деятельности на научную, художественную, сексуальную, повседневную поведенческую деятельность. При этом специфические особенности каждого из этих видов человеческой деятельности остаются не выявленными.

Не удалось Фрейду определить и специфику поэтического творчества. И это далеко не случайно. Дело в том, что в рамках психоанализа с его акцентом на бессознательной мотивации человеческой деятельности данная проблема представляется принципиально неразрешимой. Впрочем, сам Фрейд вынужден признать, что психоанализ далеко не всегда может проникнуть в механизмы творческой работы личности. По его словам, способность к сублимации, лежащая в основе образования фантазий, в том числе и художественных, не поддается глубинному психоаналитическому расчленению. А это значит, что "психоанализу недоступна и сущность художественного творчества ".

Рассматривая мотивы поэтического творчества, Фрейд одновременно ставит вопрос о психологическом воздействии произведений искусства на человека. Он верно подмечает тот факт, что подлинное наслаждение от восприятия произведений искусства, в частности от поэзии, человек получает независимо. от того, являются ли источником этого наслаждения приятные или неприятные впечатления.

Фрейд полагает, что такого результата поэт достигает посредством перевода своих бессознательных желаний в символические формы, которые уже не вызывают возмущения моральной личности, как это могло бы иметь место при открытом изображении бессознательного: поэт смягчает характер эгоистических и сексуальных влечений, затушевывает их и преподносит в форме поэтических фантазий, вызывая у людей эстетическое наслаждение.

В психоаналитическом понимании, настоящее наслаждение от поэтического произведения достигается потому, что в душе каждого человека содержатся бессознательные влечения, аналогичные тем, которые свойственны поэту.

Постижение скрытого смысла и содержания художественных произведений Фрейд связывает с "расшифровкой " бессознательных мотивов и инцестуозных желаний, которые предопределяют, по его мнению, замыслы художника. Психоанализ с его расчленением духовной жизни человека, выявлением внутрипсихических конфликтов личности и "расшифровкой " языка бессознательного представляется Фрейду если не единственным, то по крайней мере наиболее подходящим методом исследования художественных произведений, истинный смысл которых определяется на основе анализа психологической динамики индивидуальноличностной деятельности творцов и героев этих произведений. Если учесть, что в шедеврах мирового искусства Фрейд ищет только подтверждение допущениям и гипотезам, положенным в основу его психоаналитического учения, то нетрудно предугадать направленность его мышления при конкретном анализе художественного творчества.

Наряду с широкой популярностью идей Фрейда на Западе, его психоаналитические взгляды на сущность художественного творчества вызвали внутренний протест и критические возражения у реалистически настроенной интеллигенции. Многим из них претила не только та сексуальная подоплека, которую основатель психоанализа всегда пытался отыскать в творчестве художника, но и та тенденция исследования художественного творчества, согласно которой исключительная роль в этом процессе отводится бессознательным влечениям человека, а сознательные мотивы в творчестве не учитываются. С этих позиций фрейдовские взгляды на искусство были подвергнуты справедливой критике не только в марксистской, но и в прогрессивной буржуазной эстетической и искусствоведческой мысли.

Вместе с тем некоторые общетеоретические идеи Фрейда, и прежде всего те, которые касаются психологического воздействия произведений искусства на человека, индивидуальноличностной стороны художественной деятельности, психологии художника, зрителя и искусства в целом, были восприняты многими представителями художественной интеллигенции Запада. Если учесть, что основатель психоанализа в своих теоретических работах выступал в роли непримиримого критика лицемерия буржуазной морали, религиозных иллюзий, буржуазных общественных устоев и капиталистической цивилизации в целом, то становится понятным, почему некоторые его психоаналитические концепции, включая и теоретические положения о психологии искусства, оказали столь большое влияние на формирование духовной и интеллектуальной атмосферы в определенных кругах буржуазного общества.



© 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух