Кто написал лебедь рак и щука автор. Анализ басни "Лебедь, Щука и Рак": история написания, образы. Басня Лебедь, щука и рак — анализ

Кто написал лебедь рак и щука автор. Анализ басни "Лебедь, Щука и Рак": история написания, образы. Басня Лебедь, щука и рак — анализ

Рис. 1. Памятник И. А. Крылову в Санкт-Петербурге ()

На предыдущих уроках мы узнали, что Иван Андреевич Крылов был великим русским баснописцем. По всей стране ему возведены памятники. Один из них стоит в Санкт-Петербурге, в Летнем саду, где любил гулять дедушка Крылов (рис. 1). Памятник выполнен скульптором П. Клодтом.

Рис. 2. Пьедестал памятника Крылову ()

Пьедестал памятника украшают фигурки героев басен Крылова (рис. 2). Многие выражения из басен дедушки Крылова стали крылатыми. Мы часто их произносим, даже не задумываясь, что эти слова впервые произнесли герои Крылова. Вспомним их и назовём басни, из которых взяты эти строчки.

У сильного всегда бессильный виноват.

(басня «Волк и Ягнёнок»);

Сильнее кошки зверя нет.

(басня «Мышь и Крыса»);

А Васька слушает, да ест.

(басня «Кот и повар»);

Видит око, да зуб неймет.

(басня «Лисица и виноград»);

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.

Давайте охарактеризуем персонажей как животных. Лебедь - это большая сильная птица, летает на высоте, у неё большой размах крыльев. Рак двигается по-особенному. Он пятится назад. А живёт рак под корягами. Щука плавает в озере куда захочет. Героям не удалось сдвинуть поклажу, потому что каждый тянул в свою сторону.

Персонажи вызывают у нас чувство сожаления. Автор басни тоже жалеет о том, что у товарищей согласия нет, и не удалось им поклажу сдвинуть с места. Иван Крылов написал эту басню потому, что хотел научить нас действовать в данной ситуации и хотел подсказать нам, как учиться на чужих ошибках. В басне есть слова, которые подсказывают, что воз можно было бы свезти. Автор называет героев произведения товарищи и говорит, что «поклажа бы для них казалась и легка».

У читателей вызывает улыбку то, как герои выполняли свою работу. Но этот смех добрый, не злой.

Мораль басни такова:

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет.

Давайте составим вопросы к басне и ответим на них крылатыми выражениями из неё.

1. Что однажды задумали сделать Лебедь, Щука и Рак?

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись.

2 Как они старались выполнить работу?

Из кожи лезут вон.

3. Получилась ли их затея?

А возу все нет ходу.

Крылатые выражения каждый образованный человек должен знать и умело употреблять в своей речи.

Прочитаем отрывок из басни и найдём слова, которые помогают увидеть образ каждого героя.

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

Да только воз и ныне там.

«Лебедь рвется в облака» - он стремительный, упрямый, быстрый (рис. 4).

«Рак пятится назад» - он неповоротливый, нерасторопный (рис. 5).

«Щука тянет в воду» - настойчиво выполняет свое дело (рис. 6).

Список литературы

  1. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. 4. - М.: Просвещение.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. 4. - М.: Баласс.
  3. Виноградова Н.Ф., Хомякова И.С., Сафонова И.В. и др. / Под ред. Виноградовой Н.Ф. Литературное чтение. 4. - ВЕНТАНА-ГРАФ.
  1. Moscow.org ().
  2. Deti-online.com ().
  3. Ru.wikipedia.org ().

Домашнее задание

  1. Выучить наизусть басню «Лебедь, Щука и Рак». Выразительно её прочитать.
  2. Выписать крылатые фразы из басни. Потренируйтесь употреблять их в речи, составьте с ними предложения.
  3. * Нарисовать героев басни «Лебедь, Щука и Рак» так, как вы их себе представляете.

О том, как в одной упряжке оказались товарищи, двигающиеся в разных направлениях, поведает слушателям басня «Лебедь, рак и щука» Крылова.

Читать текст басни:

Лебедь, Щука и Рак

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак, да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав,- судить не нам;

Да только воз и ныне там.

Мораль басни:

Мораль басни озвучена самим баснописцем в конце произведения: если между людьми нет согласия, то бесполезно пытаться иметь общее дело. Ведь каждый из них будет упорно продолжать двигаться в своем направлении, игнорируя других. Такое часто случается в жизни – эта простая детская басня подойдет для многих жизненных случаев. Если между людьми нет согласия, им никогда не достичь общей цели. Это нужно помнить, открывая свою фирму и подготавливая научный проект, создавая семью и выбирая друзей. В любой сфере достичь нужной цели могут только те люди, у которых похожие духовные устремления.

(КРАТКИЙ КУРС ИСТОРИИ ТРЁХ ПАРТИЙ ЗА 100 ЛЕТ)

Номера разделов басни соответствуют номерам
позиций на поясняющей их схеме в начале текста.
*****

И. А. Крылов. Беспартийный вариант.

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
Да только воз и ныне там.

******************************************
НАЗВАНЬЕ ПАРТИИ -
НЕ ЧТО НАПИСАНО ПРИ ВХОДЕ,
А ЧТО ТВОРИТ ОНА В НАРОДЕ.

******************************************
1. Перед 1917 годом.

Всегда в "товарищах" согласья нет,
Таков был от «Романовых» "привет":
И думать-то по-русски запретили
Немецкие цари страдалицы России.

А на запрет их встречный наш "привет",
И вот уже в стране ни дня покоя нет,
А есть три партии, меж них антагонизм.
Сейчас, к примеру, Лебедь – коммунизм,

А двести лет назад он был протестантизмом,
К концу столетья быть ему либерализмом.
Чтобы узнать: куда нас Лебедь поведёт -
Понюхай, просто - чем там с Запада несёт?

Со Щукой тоже простенько пока:
Не рв’алась, до сих пор, за облака,
Она – монархо-консерват-капиталист,
И мутный пруд её всегда не чист.

А вот и наш усатый дядька Рак,
С ним третий день не разберусь никак.
Сначала был он «соц» и даже «демо» кратом,
Но вскоре, разойдясь с единокровным братом,

Стал коммунистом, и ещё большевиком,
Анти«соц», -«демо» в действиях, притом:
СД – родного брата – он пустил на дно,
СР – двоюродного братца – заодно.

И, завершив разгон родных ревэлементов,
Стал гнать внутриутробных конкурентов,
Которыми (а остальные уже в нетях)
Закрыл вакансии он: «Щука», «Лебедь».

И вновь в "товарищах" у них согласья нет.
И снова с Запада (от Шифтов - Парвусов) привет;
И вновь народ они из "там" тащить взялись,
И снова трое все в телегу запряглись.

Народ покладист и судьба его горька:
На Запад рвётся Лебедь – в облака,
Рак (почвенник) – домой, назад, к народу,
А Щука – к барышам своим всё - в воду.

Теперь, народ. Всегда-ль он будет в "таме"?
Всю "тройню" прокормить он сможет, сидя в яме?
Согласие. Его в средине века лишь видали.
Чтоб вновь увидеть - многое б отдали!

2. 1917-1930 годы.

И вышло из него не дело, только мука.
Сто лет прошло, как Лебедь, Рак и Щука
По-новому тащить народ из "там" взялись –
По очереди. Вот как: запряглись и –

То прогонят от телеги конкурента,
То, дождавш’ись удобного момента,
Его удавят, то на выборах прижмут,
И в руки власть вокруг возьмут.

Из кожи лезли вон, и воз бывал везде:
То Щука тащит метров сто – к воде,
То Лебедь метров сто, но – в гору,
То Рак свои сто метров – в нору!

Пройдя равносторонний треугольник,
Наш воз с народом (так ведь, школьник?)
К исходной точке - нате вам! - «Как?!
Все заботы даром? - мыслит Рак.

Шалишь! Пусть эти двое
Идут... хоть в мутно-голубое,
Но не к нам - в чистое! Тэщ Рак
Пойдёт вперёд! Не будь дурак -

Их всех в повозку запряжёт,
И, куда надо, приведёт:
Назад, чтобы начать сначала.
А – чтобы силы доставало –

В самодержавие опять...
Но - коммунизмом будем звать,
Или ещё социализмом –
Созвучно нашей цели – клизмам,

Какие сделать им должны
Для закрепления страны.
Хозяин, ВИЛ, сказал нам как? –
Мол, победит такой лишь Рак,

Кто Лебедя поставит Раком,
Тот, кто и Щук отловит с браком.
Его заветам мы верны:
Ну что, браток, сымай штаны!"

3. 1930-1941 годы.

-"Настало наше время – «икс»,
«Товарищ» и «товарка» убрались:
Он в Мексику, и станет поправее,
Она на Север – точно полевеет.

Поправим их... Суть корректур проста:
Уж, если Лебедь рвёт не в наши облака,
Рак пятится домой - назад, к народу,
А Щука – к барышам своим всё - в воду,

(Иначе и 100 лет мы не увидим прок):
Элитный Лебедю пообщипать хвосток,
Нам, Ракам, воли взять чуток,
И бросить Щуку в воду (в кипяток).

Закончив это – хоть я и не лирик –
Пропеть нам, ракам, оду - панегирик;
Мне ж надо хоть немного отдохнуть,
Не то ведь можно клещни протянуть!

Но что это? Волнуется река
И с запада чужие облака
На нас ползут. Ну, неужели всё сначала?
Что упустили мы? А, может, им всё мало?

Пока не наступило время «игрек»,
Зароюсь-ка в песок и отдохну часок.
А там – не то, что панегирик –
Там марш! И реквием... "Мундиры" из досок..."

4. 1941-1945 годы.

Вставай, страна огромная,
Впрягайся снова в воз
Идёт к нам сила тёмная
Из громов, туч и гроз!

Поклажу всенародную
Наш Лебедь-щуко-рак
Впервые в одну сторону...
Всегда бы было так!

5. 1945-1953 годы.

- «Ну вот, настало время «зет»,
И что мы видим из газет? –
Ба, настоящий панегирик, –
Тот, что мы ждали перед «игрек»!

Осталось навести и здесь порядок -
Тот, что бывает только между грядок.
Как? - «Выполоть» и «подмести» столицу,
Чтоб видеть лишь приятные нам лица.

А это значит: научить рачков
Как соколы летать - до облаков.
Чтоб Лебеди туда же их тянули,
И Щуки от трудов не увильнули!

А мне пора бы, раки, отдохнуть:
Усы и клещни у водицы растянуть -
В Пицунде где-нибудь, или на Рице.
Оставив Цербера смотреть в столице.

Ведь семьдесят с хвостом уж, небольшим,
Пора вдохнуть отечества сладчайший дым...
Но что это? Удушье! Что-то давит...
Ты Лебедь? Щука ты! Меня вам не заставить!» ...

6. 1953-1984 годы.
- «Ффу, пронесло! - Гешефтов мы своих не лишены...
Прошли его часы («хэ», «у», и «зэ») в судьбе страны
И прежним курсом двигаться мы больше не должны...
Мы не троцкисты? - Да, но мировой-то революции верны!

По-прежнему нас Запад не желает знать?
Так пусть узнают мой башмак и Кузьки мать!
Во избежанье этих вот трагикомичных «клизм»
Вы не мешайте нам: мы строим камунизьм!

Чтоб лучше стали вы нас "понимать",
Мы даже кое-что своё готовы сдать:
Двадцатый съезд – обратно завернуть
И "оттепель" – чтоб лебедей вернуть.

Я, Главный Рак, вам точно говорю...
Ба, отключили... Щуки! Эй, хрю-хрю!» ...
- «... Товарищи, мы тут посовещались:
Мы с коммунизмом-то переборщили малость.

Давайте, лучше, и без всяких клизм
Дадим предельно развитой социализм.
Ещё хотим сказать, товарищ населенье,
Что главное у нас терперь – тепенье,

Поскольку – извините за названье –
У нас не жизнь, а сосуществованье.
Ещё терпеть придётся нам уродов
Которых кукурузник поразвёл в народе.

Ну вот, к примеру, Лебедь к нам вернулся.
Хорош, весь бел, красив! – Так! Но на нём запнулся
Весь наш прогресс! Что, не хотите вникнуть? –
Да, при Хозяине нельзя было и пикнуть,

Но ехать – ехали, к тому же всех быстрее.
Так как при нём мы разогнали длинношеих.
Но тут залез палач-Иуда-разрушитель,
Со свинопаса хваткою рукой водитель.

Он Рак был, точно. Но, со Щукою на пару,
Они вели нас прямо к всеболотному пожару,
И понесло нас всех не в нору и не в воду,
А между - в топь. Там плохо рачьему народу.

Вот так наш воз и шёл - по пням и буеракам.
Почти Иудин срок тащили Щука с Раком.
Тащили лихо так, по-нашенски тащили:
Мы в космос – первые и спутник запустили!

Я, всё же, в октябре его, рачки, того...
Что узнавать? - Известна правда про него!
Да, он Насэра наградил, три....- точно - накрутил.
А кто ж из нас (ну, кроме Кобы) так не жил?

Однако, лучше б он поставил Щуку Раком,
И не гонял наш воз по пням и буеракам,
А бы заставил и её тащить воз в нору.
По договору, что-ли, или – приговору.

Теперь вникайте: возвратился Лебедь,
Бьёт себя пяткой в грудь - твердит что делать.
Ну, пусть (пункт 6) впрягается он тоже -
Из буераков вытащить поможет!

И вот опять извечный наш колхоз –
Картину зрим, знакомую до слёз:
В упряжке снова Лебедь, Рак и Щука...
Не по понятиям нам, всё-таки, наука!

И я, бровеобильный ваш любимец,
Из ада шлю мой пламенный гостинец:
Прошу прощения - проспал возможность
Добыть вам счастие. Простите за оплошность...

Ещё – за то, что воспитали вам мы
Иуду нового. Сюда бы его, к нам бы!
Он как там, скоро? Ну, а вывод мой простой:
Как много «партий»-то, так сразу же застой!»

7. 1985+ год.

- «Что воз: о’кей, или застрял он капитально?» –
Все трое "спорят". Но, в умах у них – по тайне;
У каждого "своя". Но это (схема 7) и не сюрприз:
Как раскурочить воз, чтобы взять главный "приз"?

Рак, чаявший поживу (горку с мертвечиной),
«Собаку лупит дохлую» – на теледармовщину.
Чтоб насладиться рачьей партии деньгами
К развалу тащит семимильными шагами.

Заткнуть народу рот чтоб – ускорением назвали
Развал – прогресс, дурь – гласностью. Слыхали?
России главный шулер, подкоблучник и Иуда,
(Краплёный Рак) не тащит воз «оттуда».

Что ж Лебедь? – Он воюет тоже с мёртвым Раком
А дружит с рак-Борисом (то есть с Лебедь-раком),
И тащат они воз в развал, в тартарары.
Куда? Да простенько: подальше от норы.

Он, Лебедь, начинал от диссидентов,
Всегда был деструктивным элементом –
Жульём с ухватками столичных лейб-доцентов
И "кандидатов" (от Госдепа) в президенты.

Но в обстановке воза полного развала
Ему "здорового крыла" не доставало.
Явился Лев, и вот уж видим мы
Бурбулизацию «своей» страны.

Теперь давайте – тоже не от скуки –
Послушаем ещё, что бают Щуки.
- «Радимаи! Власть взяли мы с налёта -
Заметьте - не впервые в жизни нашего болота;

И Раки-враки: лгут, что эти воды,
Вплоть до налёта щучьего народа
Были чисты, а мы их «замутили»:
Народу мзду и Ракам не платили"...

Нам с вами следует заметить тут,
Что раки в мутных водах не живут.
А щуки держатся совсем иных традиций:
Чтоб быть успешным - замути водицу!

..."Мы, ради милой ракам чистоты,
Давно уж с новорачием «на ты»,
И тащим воз не хоть куда и абы как,
А лишь туда и так, как свистнет Рак!»

И вот «согласье» (общность интереса):
Они гужом рванули за «прогрессом».
С таким апломбом нас они тащили,
Что все мозги нам, напрочь, замутили:

То, что считали мы плохим -
Считаем мы, теперь, хорошим.
Что было счастьем нам –
Теперь не стоит гр’оша.

8. 1986-1999 годы.

Итак, пришёл срок нового Иуды -
Тринадцать лет. Все щуки-лебеди оттуда.
Семибанкирщиной, вон, просят называть,
Семихазарщиной зовём мы, вдругорядь!

А главный кто тому виновник? – Рак.
И Рак "наследовал" богатства Раков. – Так?
Не так! Ведь рак Борис - не Рак: на дармовщину
В наследники залез, на горку с мертвечиной!

Халява?! Срочно новый Рак возник у нас
Но, тщетно: в троице объявлен мезальянс:
Пункт 8 - Щука с Лебедем предъяву подкатили -
И Рака нового от воза отлучили.

Он с горки съехал и, инерцию набрав, -
Грудь колесом (как старый, будто, прав) -
Свистит нам, мол - движенье неимущих!
Под управленьем Рако-Щук хитрющих?!

А что с двумя из этих трёх творится,
Где Щука-рыба и где Лебедь-птица?
Тут - как всегда, как было все века:
Рыбёшка – в воду, птичка – в облака.

Но "получилось" "не туды и не сюды":
Правее облаков, но полевей воды.
То есть - к развалу и в тартарары,
Зато как хочется: подальше от норы.

Да, «много» мы в той гонке обрели:
Элиты - всё, что виделось лишь издал"и,
А простодыры-то покруче огребли –
Попить-поесть, и хохот всей Земли.

9. 2000-2017 годы.

А Лебедь-рак Борис, тратя наследство,
Купил себе "своё" в упряжке место,
Но сам не потянул – большая драка,
Запряг в неё молоденького Рака.

Скажите, есть у вас в уме предположенье:
Что будет, если в птице-рыбное движенье
Вдруг вбросить земноводного спортсмена,
К тому ж борца, из бывших полисменов?

Я думаю, что будет торможенье,
И остановка – скорости «сниженье».
Вот вам пожалуйста - возок стоит.
А это значит, что народ не сыт!

Чтобы продолжить всем своё движенье,
Не доводя, впредь, воз до торможенья
Решили трое жертвовать из них одним.
Как за морем – две партии. Бог с ним.

Короче, тут не повезло лишь Щуке.
Всё простенько и никакой науки:
Вон Лев, за бугорком, блюдёт Лебяжье тело,
А Рак здесь – собственник, святое дело!

Так почему же Рак и Лебедь(?) съели Щуку? –
Народ гадает, молчит наука.
И догадались, что совсем простая штука:
Хотели кушать и съели Щуку.

А у меня своё предположенье –
Что Щуку съели ради ускоренья.
Смотрите схему 9: коль убрать из неё Щук,
Она сработает, как тетива, стрела и лук.

Тут нам рачкисты заявляют смело:
Да, выстрел, вот стрела и полетела;
И это называется прогресс! ...
Ба, заблудились как - попутал бес!

Из блуда этого нам надо выбираться –
На выборы (пункт 10) следует податься...
А что пункт 9? - Тормоз: Щуки, всё же, сунули свой нос!
Прогресс теперь – не в рифму, просится вопрос.

Спрошу рачков, каких я и не ведал,
Кто плачет даже на могилке людоеда,
Кому не надо эту вот мою науку –
Смотрю - вам жаль, что съели Щуку?

Так вы себя бы, лучше, пожалели,
Да, миротворцы, да, Щук не ели;
Но эти Щуки то достигли цели:
Они ж вас съели, вы проглядели!

Да ну, не плачьте, разыграл я вас немного,
Как вспомнил с голоду помершего Бульдога...
Те Щуки целы, и мутят в чужой воде –
В испа... , в аме... – практически везде.

Теперь о выборах хочу сказать два слова:
Сейчас в упряжке зрелый Рак наш снова;
И тащит, с Лебедем, повозку – до поры –
Левей west-облаков, правей своей норы.

И если, позже, сохранится направленье,
(Без щучьей партии продолжится движенье)
Тогда, хотя б, не побываем под откосом:
Прибудем в пункт «прогресс с вопросом».

Но в этот пункт нам попадать - нет славы,
Держава мы, в конце концов, иль не держава?!
Поэтому и упованье наше только лишь на Рака.
Пошла последняя у Запада с Востоком драка,

Так надо рвать с "коллегами", с недавним прошлым,
Не то грядущий век наш будет столь же пошлым,
Как век, ползущий ныне тихой сапой. Всё налицо:
"Герои" двух семнадцатых годов - все на одно лицо.

И говорят всё ту же лабуду. Осталось Троцко-Лейбедю явиться -
Гражданская война - картина маслом - в Фото превратится!
Товарищ Рак! В хозяйстве нашем всё не так... Скажу, не сдюжу:
Не сволокёте лично вы и воз, и этих двух, в нору - все снова сядем в лужу!

10. После 2017 года.

Реальных судеб у страны - немало вариантов,
На выборах раскрой, рачок, свои таланты -
Бывает редко так, но голосуй с умом:
Не кто понравился, а кто тащ’ит в наш дом!

И, чтоб мы не узнали, где зимуют Раки,
А Лебедь баб-Яге не добыл Ваню в драке -
Вы голосуйте не по Щучьему веленью –
По своему разумному хотенью!

К раздумью выводов из басни - много!
Давайте укрупним их, подводя итоги:
Да, лидером народ всегда желает Рака –
Того, кто движет всё домой, а не гуляка.

Да, более того, выходит даже так:
Что, если данный Рак слегка дурак,
Так это лучше, чем залезет Щука,
Или вон Лебедь. Такова моя наука.

А вот и главный в басне вывод мой:
Как много партий – сразу же застой!
Чтоб больше не влетать в подобные ловушки,
Народу нужен Сталин - царь без партий и других игрушек!

«Лебедь, Щука и Рак » - басня Ивана Андреевича Крылова, написанная в 1814 году и опубликованная в сборнике «Новые басни» (1816, ч. 4). Сюжет содержит намек на события того времени: недовольство русского общества действиями политических союзников императора Александра (война Шестой коалиции против Наполеона); по другой версии, современники связывали сюжет басни с разногласиями между членами Государственного Совета.

Басня Лебедь, щука и рак

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак, да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

Да только воз и ныне там.

Басня Ивана Андреевича Крылова,

написанна в 1814 году.

Басня Лебедь, щука и рак — анализ

Басня состоит из двух частей, отделённых друг от друга графически, - из короткого назидания в начале и основного повествования.

С героями на этот раз всё очень складно и просто, три разных по натуре: лебедь может только летать и физически и в своих мыслях, рак, что не поделай, пятиться назад, а щуке только плавать суждено. Мораль басни в том, что есть вещи, заложенные природой в зверей и людей, с которыми нельзя ничего поделать, их не удастся изменить, как ни старайся.

В дружбе важно сочетание единых духом и в стремлениях персонажей, а если нет в товарищах согласья, то, как бы они не лезли из кожи вон, никто из них не будет прав иль виноват – дело спориться не будет. Каждый следует своему инстинкту, работает во благо, да только воз и ныне там. Какая идея вдохновила Крылова на эту басню? Вероятно люди, скрывающие или сами непонимающие свои истинные намерения в создании общего дела.


Безрассуден человек, надеющийся без учения
различать полезное и вредное.
Сократ
Сократ (470/469–399 г. до н.э.) – древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путём постановки наводящих вопросов.

ФИЗИКА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА: МЕХАНИКА
Басня «Лебедь, Щука и Рак» Ивана Андреевича Крылова

Сегодня в программе басня «Лебедь, Щука и Рак» прославленного русского баснописца Ивана Андреевича Крылова , очаровательная тройка задач по физике и восхитительная пятёрка иллюстраций к басне в исполнении именитых советских художников – Евгения Михайловича Рачёва , Алексея Михайловича Лаптева , Петра Петровича Репкина , Владимира Георгиевича Арбекова , Михаила Афанасьевича Таранова .

Басня «Лебедь, Щука и Рак» , вышедшая в свет в 1816 году, и в наши дни не потеряла своей актуальности, не взирая на смену декораций и действующих лиц;-)

ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
──────────
Однажды Лебедь, Рак, да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам;
Да только воз и ныне там.
1816 г.

Иван Андреевич Крылов (13.02.1769–21.11.1844) – русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов. Более всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников (выходили с 1809 по 1843 г.). Наряду с тем, что большая часть сюжетов басен Крылова является оригинальной, отдельные из них восходят к басням Лафонтена (который, в свою очередь, заимствовал их у Эзопа, Федра и Бабрия).
Эггинк Иван Егорович (1784–1867) – российский живописец, художник-портретист, автор картин исторического жанра. Академик Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге.

Басня «Лебедь, Щука и Рак»
в исполнении Игоря Ильинского
к сожалению, тег audio не поддерживается Вашим браузером:-(


Игорь Владимирович Ильинский (1901–1987) – советский актёр, режиссёр театра и кино, мастер художественного слова (чтец). Герой Социалистического Труда. Народный артист СССР. Лауреат Ленинской премии и трёх Сталинских премий первой степени.

Для любознательных:
Согласно одной из версий, сюжет басни Крылова «Лебедь, Щука и Рак» содержит намёк на события того времени, а именно, на недовольство русского общества действиями политических союзников императора Александра I (война Шестой коалиции против Наполеона); по другой версии, современники связывали сюжет басни с безобразными неурядицами между членами Государственного совета – реформы и комитеты, затеваемые Александром I не в силах были стронуть с места глубоко увязший в разногласиях воз самодержавия. В этом-то, с политической точки зрения, Иван Андреевич Крылов был таки прав;-) И эти политические неурядицы мастерски изобразил в своей иллюстрации к басне «Лебедь, Щука и Рак» один из самых популярных детских иллюстраторов прошлого века Евгений Михайлович Рачёв
.


Рачёв Евгений Михайлович (1906–02.07.1997) – советский художник-анималист, один из самых популярных детских иллюстраторов прошлого века. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Евгений Михайлович Рачёв всю свою творческую жизнь посвятил детской книге, превращая обыкновенных зверей и птиц в сказочных героев.

На что в действительности намекал дедушка Крылов нам с вами неведомо, но цитата: «Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду» , а также и заглавие басни «Лебедь, Щука и Рак» применяются и в наши дни для характеристики разброда и отсутствия согласованности в каком-нибудь деле…
А теперь… ныряем с головой в мою обожаемую физику;-)


в исполнении Якова Исидоровича Перельмана

История о том, как «лебедь, рак да щука везти с поклажей воз взялись», известна всем. Но едва ли кто пробовал рассматривать эту басню с точки зрения механики. Результат получается вовсе не похожий на вывод баснописца Крылова.

Перед нами механическая задача на сложение нескольких сил, действующих под углом одна к другой. Направление сил определено в басне так:
…Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а щука тянет в воду.

Рис. 1: Задача о крыловских лебеде, раке и щуке,
решённая по правилам механики


Это значит (см. рис. 1), что одна сила, тяга лебедя (OA ), направлена вверх; другая, тяга щуки (OB ), – вбок; третья, тяга рака (OC ), – назад. Не забудем, что существует ещё четвёртая сила – вес воза, которая направлена отвесно вниз. Басня утверждает, что «воз и ныне там», другими словами, что равнодействующая всех приложенных к возу сил равна нулю.

Равнодействующая (OD ) должна увлекать воз в реку.

Так ли это? Посмотрим. Лебедь, рвущийся к облакам, не мешает работе рака и щуки, даже помогает им: тяга лебедя, направленная против силы тяжести, уменьшает трение колёс о землю и об оси, облегчая тем вес воза, а может быть, даже вполне уравновешивая его, – ведь груз невелик (). Допустив для простоты последний случай, мы видим, что остаются только две силы: тяга рака и тяга щуки. О направлении этих сил говорится, что «рак пятится назад, а щука тянет в воду» . Само собой разумеется, что вода находилась не впереди воза, а где-нибудь сбоку (не потопить же воз собрались Крыловские труженики;-) Значит, силы рака и щуки направлены под углом одна к другой. Если приложенные силы не лежат на одной прямой, то равнодействующая их никак не может равняться нулю.

Поступая по правилам механики, строим на обеих силах OB и OC параллелограмм, диагональ его OD даёт направление и величину равнодействующей . Ясно, что эта равнодействующая сила должна сдвинуть воз с места, тем более, что вес его полностью или частично уравновешивается тягой лебедя. Другой вопрос – в какую сторону сдвинется воз: вперёд, назад или вбок? Это зависит уже от соотношения сил и от величины угла между ними.

Читатели, имеющие некоторую практику в сложении и разложении сил, легко разберутся и в том случае, когда сила лебедя не уравновешивает веса воза; они убедятся, что воз и тогда не может оставаться неподвижным. При одном только условии воз может не сдвинуться под действием этих трёх сил: если трение у его осей и о полотно дороги больше, чем приложенные усилия. Но это не согласуется с утверждением, что «поклажа бы для них казалась и легка» .

Во всяком случае, Крылов не мог с уверенностью утверждать, что «возу всё нет ходу», что «воз и ныне там». Это, впрочем, не меняет смысла басни;-)
(«Задача о лебеде, раке и щуке». Занимательная физика», Яков Исидорович Перельман )


Лаптев Алексей Михайлович (10.04.1905–15.01.1965) – советский художник-график и книжный иллюстратор, поэт. Член-корреспондент АХ СССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР.

А ещё… Предлагаю читателям заглянуть в замечательный сборник задач по физике для поступающих в вузы (Бендриков, Г.А., Буховцев, Б.Б., Керженцев, В.В., Мякишев Г.Я.) который, в нашей физико-математической школе, народ окрестил «Лебедь, Щука и Рак Буховцева» за картинку на обложке задачника;-)
Переведём басню Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, Щука и Рак» на язык формул;-)

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ О ЛЕБЕДЕ, ЩУКЕ И РАКЕ
Из сборника «Задачи по физике для поступающих в вузы»
«Лебедь, Щука и Рак Буховцева» ;-)
Авторы: Бендриков, Г.А., Буховцев, Б.Б., Керженцев, В.В., Мякишев Г.Я.

Условие задачи:
Какой путь s за время t пройдёт «юзом» воз массы m, если щука и рак тянут его в противоположные стороны по горизонтали с силами F 1 и F 2 , а лебедь тянет с силой F 3 в ту же сторону, что и рак, но под углом α к горизонту? Коэффициент трения между колесами и поверхностью земли равен k. Начальная скорость воза v 0 = 0. Действующие на воз силы изображены на рис. 2

Рис. 2: Действующие на воз силы


Рассмотрим три варианта решения задачи.

Первый вариант:
Допустим, что: mg < F 3 sinα (F 3 – сила с которой тянет воз лебедь)
В таком случае воз пойдёт не «юзом», а будет подниматься в воздух и в конце концов окажется «в облаках» ;-) Таким образом, предложенный вариант решения задачи, выходит за рамки её условия, так как рак и щука уже никак не будут тянуть воз в противоположные стороны.

Второй вариант:
Допустим, что: mg > F 3 sinα
и
F = kN = k(mg – F 3 sinα) > | F 2 – F 1 + F 3 cosα |
где N – сила реакции поверхности земли, то получается, что «воз и ныне там» ;-) – воз не сдвинется с места!
таким образом: s = 0

Третий вариант:
Допустим, что: mg > F 3 sinα
и
F = kN = k(mg – F 3 sinα) < | F 2 – F 1 + F 3 cosα |
А также учитывая, что: s = at 2 /2 имеем:


Здесь знак «+» относится к случаю F 1 > F 3 cosα + F 2 и означает, что воз будет двигаться за щукой, а знак «–» относится к случаю F 1


Репкин Пётр Петрович (1915–1995) – советский художник-постановщик мультипликационных фильмов. С 1944 – художник-мультипликатор на студии «Союзмультфильм». Работал на студии «Диафильм» все годы её существования – с 1935 по 1993 год. Заслуженный деятель искусств. Член Союза Художников СССР. Член Союза кинематографистов СССР.

И напоследок ещё немножечко поиграемся с бессмертной басней Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, Щука и Рак» ;-) Побалуем себя физикой и смелой сатирой – вольной интерпретацией басни в соответствии с реалиями нашей нынешней жизни;-)
В условии этой задачи мы будем считать, что лебедь, рак и щука действительно не сдвинут воз, учитывая, что силы их равны по модулю и что трения между возом и землёй не существует… Не буду спорить, что постановка задачи несколько абсурдна;-) сложно представить себе, что силы лебедя, рака и щуки равны по модулю, но в математике и физике абстрагироваться очень даже надо уметь!!!
Биофизику без внимания не оставим и пополним свои знания некоторыми интересностями;-) а также разбавим горечь сатиры восхитительными иллюстрациями в исполнении именитых советских художников Владимира Георгиевича Арбекова и Михаила Афанасьевича Таранова .

Лирическое отступление для любознательных;-)
Местами биофизическое, местами сатирическое…

Лебедь . Лебеди бывают разные;-) лебедь-шипун, лебедь-трубач, тундровый лебедь, лебедь-кликун… Длина тела варьирует от 120 до 180 см, размах крыльев от 200 до 240 см, весят от 5–6 до 8–13 кг. Основной корм – водные растения и находящиеся в них мелкие животные (моллюски, водяные ослики). В полёте скорость может достигать 60-80 км/ч. Защищая своё потомство, лебедь ударом крыла, без особого труда может легко проломить череп рыжей плутовке лисице или страшному серому волку.

Рак . Длина тела широкопалого речного рака может достигать 25 см и более. Речной рак питается растительной пищей и преимущественно мёртвыми животными… живыми животными только при удачном стечении обстоятельств;-) В реке рак и плавает, и ходит головой вперёд. А пятится назад, когда чего-нибудь испугается. Если рак заметил опасность, большую хищную рыбу, например, то, спасаясь, он развивает приличную «заднюю скорость», в чём ему помогает его незаменимый помощник-хвост. Но это скорость весьма скромна и составляет не более 2 км/ч.

Щука . Длина тела до 1,5 м, масса до 35 кг (обычно до 1 м и 8 кг). Щука – хищница (кормится преимущественно рыбой). Скорость с которой щука атакует свою жертву составляет 100 км/ч, правда продолжительность броска составляет всего долю секунды. Попавшись на рыболовный крючок, взрослая щука без труда может вырвать из рук удочку даже у многоопытного рыбака.


Арбеков Владимир Георгиевич (21.10.1927–17.03.2000) – советский режиссёр мультипликационных фильмов, художник-мультипликатор.

А теперь самое интересное – ныряем из пучины биофизики в сатиру!
«Подгоняем данные» под условие задачи ;-) Будем считать, что:

Рак у нас ещё тот молодец-удалец! На кровавых, но весьма сытных хлебах, дарованных 90-ми годами прошлого века, да за чужой счёт, пусть и дурно пахнущий… Откормившийся на такую славу, что ни в сказке сказать, ни пером описать!!!

Лебедь у нас совсем молодой, ещё толком не оперившийся, да ещё и с переломанными крыльями:-(Непрекращающаяся и безответственная реформа образования, депрессивная и развращающая пропаганда в СМИ… – стабильно калечащие поколение за поколением, делают своё дело! Ломают не только крылья, но и поганят душу!!!

Щука у нас катастрофически старая, оценившая все прелести варварской пенсионной реформы 2018 года по полной программе… и потому бесконечно уставшая, страшно больная – еле-еле живая:-(

Вот так вот тянут Россию-матушку в разные стороны оборзевшие донельзя олигархи, неприкаянная, растерянная молодёжь и вымирающее советское поколение… Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно…

Силы не равны! К тому ежели учесть, что в данном случае сила измеряется не в ньютонах, а в рублях… Грустно!!! Физика и жизнь иногда категорически расходятся, однако их может объединить литература! Сатира – обличающая и бичующая ирония!!! Дедушке Крылову большое за то спасибо!!! Басня «Лебедь, Щука и Рак», вышедшая в свет в 1816 году, и в наши дни не потеряла своей актуальности, не взирая на смену декораций и действующих лиц;-) Ну а мы с вами, в рамках этой публикации, договорились абстрагироваться;-)


Таранов Михаил Афанасьевич (1909–1973) – советский художник-график, педагог; профессор графического факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Заслуженный деятель искусств РСФСР.

Итак, силы лебедя, рака и щуки равны по модулю:-)

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ О ЛЕБЕДЕ, ЩУКЕ И РАКЕ
Из сборника «Избранные задачи по физике»
Авторы: Шаскольская М.П., Эльцин И.А.
Олимпиада 1946 года. I тур для учащихся 7-х классов

Условие задачи:
В каких случаях герои басни Крылова лебедь, рак и щука действительно не сдвинут воз, если считать, что силы их равны и что трения между возом и землёй не существует? Ответ сопроводить рисунками.

Решение. 1-й случай
Все три, равные по модулю силы, расположены в одной плоскости и составляют друг с другом углы в 120°, равнодействующая этих сил равна нулю – рис. 3а.

Решение. 2-й случай
Рак и щука тянут воз в прямо противоположные стороны, а лебедь – вертикально вверх – рис. 3б, причём сила тяги лебедя меньше веса воза (последнее условие, однако, в басне не оговорено;-)

Рис. 3: Два случая решения задачи


Материалы этой статьи полезно будет применить не только на уроках физики и художественной литературы , но и во внеклассной работе .
Надеюсь, что решение предлагаемых в статье задач по физике не только поможет побудить у школьников интерес к предмету, но и расширить их знания и культурный кругозор;-)

Рекомендую любознательным читателям побаловать себя интересностями на зелёных страничках:
§ Созвездие Лебедя
Увлекательное путешествие по звёздному небу к созвездию Лебедя и древнегреческий миф «Леда и лебедь». Предлагаю читателям познакомиться поближе с некоторыми интересными объектами этого созвездия. А также заглянуть в удивительный мир фауны – познакомиться поближе с лебедем-шипуном… затем окунуться с головой в волшебный мир сказки и… по традиции зелёных страничек побаловать себя живописью…
§ Ещё одна иллюстрация в исполнении Евгения Михайловича Рачёва к русской народной сказке «Вешки и корешки» на зелёной страничке «Самый русский овощ: Капуста? Картофель? Репа!» . Вашему вниманию занимательно-познавательный материал – увлекательное путешествие в огородно-кулинарное царство! Интересности про капусту, картошку и репу – прародительницу овощных культур, возделываемых на Руси, незаслуженно забытую… на века запечатлённую в русских сказках…


Желаю Вам приятного и полезного чтения, а также успехов
в самостоятельном решении задач по физике!


УЗНАВАЙ ФИЗИКУ, ЧИТАЯ КЛАССИКУ

Уважаемые читатели зелёных страничек, рада сообщить вам о выходе в свет моей книги – «Узнавай физику, читая классику» .
Впрочем… «моей книги», это таки нескромно сказано:-) В первую очередь… это божественная классика художественной литературы: А.П. Чехов , И.А. Бунин , К.Г. Паустовский , А.Н. Толстой … а уж потом мои познавательные комментарии, касающиеся физики и астрономии… Большое спасибо Татьяне Борисовне Дергач – ведущему редактору издательства «Аванта» (ООО «Издательство АСТ» ), за слаженную и приятную во всех отношениях работу над книгой.
Книга посвящается моим родителям: маме – Лебедевой Лидии Степановне и папе – Лебедеву Валерию Владимировичу , которые в далёком 1984 году категорически настояли на том:-), чтобы я попробовала свои силы на вступительных экзаменах в РОФМШ

Узнавай физику, читая классику


Желаю Вам приятного и полезного чтения!


Егор

Отличные задачи по физике. Спасибо.

Виталия

Иллюстрации очень интересные и красочные.
Спасибо советским художникам за их труд и искреннюю любовь к детям.
Задачи по физике отличные. Спасибо.
Басня дедушки Крылова актуальна как никогда.
Сатира ваша мне по душе.
Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно…
Браво.

читатель зелёных страничек

Круто! Очень интересная статья!
Мне безумно понравилось.
Задачи по физике классные!
Особенно последняя.
Олимпиада 1946 года. I тур для учащихся 7-х классов.
Впечатлило!
Уровень был что надо!!!

ФИЗИКА ВОКРУГ НАС
Познавательное и страшно увлекательное;-)

§
Три стадии признания научной истины: первая – «это абсурд», вторая – «в этом что-то есть», третья – «это общеизвестно». Эрнест Резерфорд
Предлагаю читателям зелёных страничек отправиться в увлекательное путешествие по страницам удивительной книги «Физика и музыка» советского журналиста, популяризатора науки Глеба Борисовича Анфилова…

§ Физика и музыка: изящные формы скрипки и гитары…
Музыка образует середину между мыслью и явлением. Генрих Гейне
Сегодня на повестке дня у нас с вами очень простой, но при этом весьма замысловатый вопрос;-) Почему скрипки, гитары, мандолины, домбры имеют продолговатую форму?

§
Вашему вниманию загадки и пословицы про снег, неподражаемая поэзия зимы в исполнении Ивана Бунина и Роберта Рождественского, шедевры мировой живописи и моя обожаемая физика!

§ Физика вокруг нас: Фотоальбом «Морозные узоры на окнах»
Вашему вниманию фотографии в сопровождении занимательно-познавательного материла – статьи из научно-популярного физико-математического журнала «Квант»: «О морозных узорах и царапинах на стекле» (1990 год, №12).

ФИЗИКА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Качественные задачи по физике

§ Физика и художественная литература: Оптика
Чарующая магия лунного света…
Учёные те же фантазёры и художники; они не вольны над своими идеями; они могут хорошо работать, долго работать только над тем, к чему лежит их мысль, к чему влечёт их чувство. В них идеи сменяются; появляются самые невозможные, часто сумасбродные; они роятся, кружатся, сливаются, переливаются. И среди таких идей живут и для таких идей они работают. Владимир Иванович Вернадский

§ Физика и художественная литература: Оптика
Гадание с зеркалами на Святки…
Ощущение тайны – наиболее прекрасное из доступных нам переживаний. Именно это чувство стоит у колыбели истинного искусства и настоящей науки. Альберт Эйнштейн

§ Физика и художественная литература: Оптика (Н.В. Гоголь и Х.К. Андерсен)
Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.
Николай Васильевич Гоголь

Качественные задачки по физике Николая Васильевича Гоголя и Ханса Кристиана Андерсена;-) Интеграция: Мировая художественная литература и живопись.

§ Физика и художественная литература: Оптика
Басня «Зеркало и Обезьяна» Ивана Андреевича Крылова
Люди, пренебрегающие знанием, становятся лицом к стене.
Изречения китайской мудрости

§ Физика и художественная литература: Оптика
Басня «Мартышка и Очки» Ивана Андреевича Крылова
Наше дело – учиться и учиться, стараться накоплять возможно больше знаний, потому что серьёзные общественные течения – там, где знания, и счастье будущего человечества только в знании.
Антон Павлович Чехов

§ Физика и художественная литература: Звуковые колебания
Басня «Квартет» Ивана Андреевича Крылова
Грустно бывает слушать музыку без слов,
но ещё грустнее – слушать музыку без музыки… Марк Твен

§ Физика и художественная литература: Механические волны – звук
Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять. Джордано Бруно

§ Физика и художественная литература
поэтический сборник для истинных ценителей науки и искусства
Наука без литературы бездушна и груба; литература же без науки пуста, ибо сущность литературы есть знание. Анатоль Франс

§ Физика и художественная литература (Владимир Галактионович Короленко)
Вдохновение не есть исключительная принадлежность художника: без него не далеко уйдёт и учёный, без него не много сделает даже ремесленник, потому что оно везде, во всяком деле, во всяком труде. Виссарион Григорьевич Белинский

§ Физика и художественная литература (Александр Иванович Куприн)
Человек рождён для великой радости, для беспрестанного творчества, в котором он – бог, для широкой, свободной, ничем не стеснённой любви ко всему; к дереву, к небу, к человеку, к собаке, к милой, кроткой, прекрасной земле, ах, особенно к земле с её блаженным материнством, с её утрами и ночами, с её прекрасными ежедневными чудесами. Александр Иванович Куприн

§ Физика и художественная литература (Константин Георгиевич Паустовский)
Знание органически связано с человеческим воображением. Этот на первый взгляд парадоксальный закон можно выразить так: сила воображения увеличивается по мере роста познаний. Константин Георгиевич Паустовский

§ Физика и художественная литература (Иван Алексеевич Бунин)
Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце, так что если один орган извращён, то и другой не может правильно действовать.
Лев Николаевич Толстой

§ Физика и художественная литература (Иоганн Вольфганг Гёте «Фауст»)
Гёте представляет, быть может, единственный в истории человеческой мысли пример сочетания в одном человеке великого поэта, глубокого мыслителя и выдающегося учёного. Климент Аркадьевич Тимирязев

§ Физика и художественная литература (Майн Рид «Всадник без головы»)
Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы оно выносило прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах.
Рене Декарт

Предлагаю Вашему вниманию интегрированные качественные задачи по физике от прославленного английского капитана Майн Рида.

§ Физика и художественная литература: Тепловые явления
Красота – сиянье истины. Платон
Вашему вниманию 20 качественных задач по физике (две карточки по десять задач) и… в тему:-) небольшая галерея: «Туман в живописи».

БИОФИЗИКА НА УРОКАХ ФИЗИКИ

§ Биофизика: Звучание насекомых
Басня «Стрекоза и Муравей» Ивана Андреевича Крылова

Суть басни Крылова «Стрекоза и муравей», казалось бы, лежит на поверхности – «Кто не работает, тот не ест», но в реалиях современной России получается всё шиворот-навыворот:-(

§ Биофизика: Ноги, хвосты… главное… – уши!
Познавательный материал, посвящённый приспособлению животных к различной температуре на примере представителей семейства псовых – фенека, лисицы, песца…

§ Биофизика: Эхо в мире живой природы – сонары летучих мышей
Цель моя – вызволить ум из цепких суеверий. Тит Лукреций Кар
Почему летучие мыши даже в полной темноте не налетают на препятствия?
Познавательный биофизический материал, посвящённый удивительным животным – летучим мышам, незаслуженно обиженным человеческим родом…

§ Биофизика: Тайны дельфина
Занимательно-познавательный биофизический материал, который приоткрывает завесу тайны над некоторыми особенностями организации дельфинов: самонастраивающаяся кожа и непревзойдённый гидролокатор…

§ Биофизика: Реактивное движение в живой природе
По принципу реактивного движения в живой природе передвигается целый ряд животных, например медузы, морские моллюски гребешки, личинки стрекозы-коромысла, кальмары, осьминоги, каракатицы…
Познакомимся с некоторыми из них поближе;-)

§ Биофизика: Почему у кошки глаза светятся?
«Физическая неожиданность и интересность» ;-)
Почему у собак, кошек и других животных, имеющих хорошее ночное зрение, глаза светятся в темноте?

ШКАТУЛКИ КАЧЕСТВЕННЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ

§ Физика и География Казахстана
Совместный проект: ОФРО «БЭСТ» и Технический лицей №165 (г. Алма-Ата)

§ Як-3 – самый лёгкий истребитель Второй мировой войны
Специальный тематический выпуск зелёных страничек.
Вашему вниманию пять вопросов и заданий, посвящённых легендарному советскому истребителю Як-3 … + тематическая подборка из 10 задачек.
«Только в бодром горячем порыве, в страстной любви к своей родной стране , смелости и энергии родится ПОБЕДА . И не только и не столько в отдельном порыве, сколько в упорной мобилизации всех сил, в том постоянном горении, которое медленно и неуклонно сдвигает горы, открывает неведомые глубины и выводит их на солнечную ясность…» Михаил Васильевич Ломоносов

§ Шкатулка качественных задач по физике «сборная солянка»:-)
Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые, иначе такое бросание будет пустою забавою. Козьма Прутков
Шкатулка состоит из четырёх тематических блоков: 1) Броуновское движение. Диффузия; 2) Атмосферное давление; 3) Свойства жидкости. Архимедова сила; 4) Тепловые явления.

§ Шкатулка качественных задач по физике: Строение вещества, диффузия
Творчество поэта, диалектика философа, искусство исследователя – вот материалы, из которых слагается великий учёный. Климент Аркадьевич Тимирязев

§ Шкатулка качественных задач по физике:
Элементы статики: равновесие тел, момент силы, простые механизмы
Науку всё глубже постигнуть стремись, познанием вечного жаждой томись. Лишь первых познаний блеснёт тебе свет, узнаешь: предела для знания нет. Фирдоуси

§ Шкатулка качественных задач по физике: Инерция
Посвящается Чернобаю Александру Арсеньевичу ,
директору РОФМШ (Алма-Ата, РОФМШ , 1984–1987 год)
Пусть никто не думает, что великое создание Ньютона может быть ниспровергнуто теорией относительности или какой-нибудь другой теорией. Ясные и широкие идеи Ньютона навечно сохранят своё значение фундамента, на котором построены наши современные физические представления… Альберт Эйнштейн

§ Шкатулка качественных задач по физике: Сила трения
Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти её решение. Для первого требуется воображение, а для второго только умение. Джон Десмонд Бернал

§ Шкатулка качественных задач по физике: Давление твёрдых тел
Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые. Дьёрдь де Хевеши

§ Шкатулка качественных задач по физике: Давление жидкостей и газов
Сведение множества к единому – в этом первооснова красоты. Пифагор Самосский

§ Шкатулка качественных задач по физике: Работа, мощность, энергия
Чем больше развивается наше знание, тем больше загадок природы встаёт перед нами… Иван Антонович Ефремов

§ Шкатулка качественных задач по физике: Архимедова сила
Естествознание так человечно, так правдиво, что я желаю удачи каждому, кто отдаётся ему… Иоганн Вольфганг фон Гёте

§ Шкатулка качественных задач по физике:
Смачивание, поверхностное натяжение, капиллярные явления
Образование не даёт ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины. Протагор

§ Шкатулка качественных задач по физике: Плавление и кристаллизация
Наука – сила, которая раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия. Александр Иванович Герцен. Вашему вниманию 50 качественных задач по физике и… в тему:-) небольшая галерея: «Зима в живописи» .

§ Шкатулка качественных задач по физике: Испарение, конденсация, кипение
Приложи сердце твоё к учению и уши твои – к умным словам. Библия, Ветхий Завет, «Книга Притчей Соломоновых»

§ Шкатулка качественных задач по физике: Виды теплопередачи
Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы. Альберт Эйнштейн

§ Шкатулка качественных задач по физике: Тепловые двигатели
Живи так, как будто ты умрёшь завтра. Учись так, как будто ты будешь жить вечно. Махатма Ганди

§ Шкатулка качественных задач по физике: Электричество
Инвестиции в знания всегда дают наибольшую прибыль. Бенджамин Франклин

§ Шкатулка качественных задач по физике: Магнитные явления
Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания; нужно распространять их возможно шире и применять в жизни. Николай Александрович Рубакин

§ Шкатулка качественных задач по физике: Механические волны – звук
Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий. «Плоды раздумий», Козьма Прутков

§ Шкатулка качественных задач по физике: Оптика (Световые явления)
Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Шарль Луи Монтескье

Распространение материалов сайта приветствуется.
Ссылка на материалы весьма желательна, но не строго обязательна;-)
«Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания;
нужно распространять их возможно шире и применять в жизни». Рубакин Н.А.



© 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух