Крикалев сергей константинович. © Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос Крикалев космонавт биография

Крикалев сергей константинович. © Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос Крикалев космонавт биография

Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации. В космической биографии Сергея Крикалёва часто звучит слово «первый». Он - первый космонавт нашей страны, совершивший полёт на американском космическом челноке; первым открыл люк Международной космической станции; первый россиянин, совершивший шесть полётов в космос. Даже в списке людей, удостоенных звания Героя Российской Федерации, его имя значится под номером один!

Сергей Константинович Крикалев носит громкий титул «рекордсмен Земли». Он побывал на орбите 6 раз и провёл в космосе в общей сложности 803 дня — это достижение было увековечено в Книге рекордов Гиннеса как «самое долгое пребывание в космосе».

Сергей Крикалёв родился 27 августа 1958 года. В 1975 году окончил 10 классов ленинградской средней школы №77 с «химическим» уклоном и одновременно с аттестатом получил специальность «химик-аналитик-лаборант». С 1977 года занимался самолётным спортом в Ленинградском аэроклубе ДОСААФ. В 1981 году окончил с отличием машиностроительный факультет Ленинградского Военмеха по специальности «Проектирование и производство летательных аппаратов» и получил диплом инженера-механика. После окончания института работал в НПО «Энергия», где разрабатывал методы работы в космосе и участвовал в работе наземной службы управления. В 1985 году, когда возникли неисправности на станции «Салют-7», Крикалёв в составе группы специалистов разрабатывал методы стыковки с неуправляемой станцией и ремонта её бортовых систем.

В детстве я не ощущал ежовых рукавиц. Может, в них не было особой необходимости. То, что мне было интересно, совпадало с ожиданиями родителей. Сейчас говорят: «Как отвлекать детей от наркотиков, от пьянства?!» Нас и отвлекать не надо было: компьютеров не было, алкоголем не увлекались... Сейчас у молодежи модно, чтобы ширинка висела на уровне колен и трусы торчали из-под брюк. Я даже не пытаюсь говорить, хорошо это или плохо, — это всё другое. У нас было модно быть сильным, ловким, спортивным. Я занимался плаванием.

Первый полёт Сергея Крикалёва состоялся в 1988 году в качестве бортинженера корабля «Союз ТМ-7» и космической станции «Мир». В состав экипажа четвёртой экспедиции на станцию вошли командир корабля Александр Волков и первый космонавт Франции Жан-Лу Кретьен. За этот полёт Сергей Крикалёв был удостоен звания Героя Советского Союза.

Мои родители узнали о том, что я - космонавт, буквально за полгода до полёта. Это сейчас ребята еще не успевают попасть в отряд, а все СМИ уже трубят, что «вот они, будущие космонавты». А тогда это было не принято. Мы, наверное, были одними из первых, чьи имена огласили заранее. О космонавтах, которые были до нас, люди узнавали уже после старта. Обычно это объяснялось секретностью, но я думаю, что здесь подходит одна мудрая русская пословица: «Не говори гоп, пока не перепрыгнешь».

Международный экипаж СССР-Франция: Сергей Крикалёв, Александр Волков и Жан-Лу Кретьен (Франция). Фото Альберта Пушкарёва из фондов Музея космонавтики.

Второй космический полёт Крикалёва вошёл в историю. Он отправился на орбиту на корабле «Союз ТМ-12» 18 мая 1991 года в составе международного экипажа с командиром Анатолием Арцебарским и британской астронавткой Хелен Шарман. Плановое возвращение Сергея Крикалёва с «Мира» на Землю должно было состояться через пять месяцев, но было отложено ещё на полгода и Сергей Константинович продолжил работу в качестве бортинженера в составе нового экипажа станции. Длительность полёта составила 311 суток: пока Крикалёв был в космосе, прекратил существовать Советский Союз: возвращался он уже в Российскую Федерацию. Всего за два своих первых полёта Сергей Крикалёв провёл в космосе больше года и трёх месяцев и совершил семь выходов в открытый космос общей продолжительностью 36 часов 29 минут.

За выполнение длительного космического полёта на орбитальную станцию «Мир» Сергей Крикалёв был удостоен звания Героя Российской Федерации № 1.

Мне часто задают один и тот же вопрос: вот вы в 1991 году улетели из Советского Союза, а прилетели в Россию. На самом-то деле тогда я улетел из Москвы - и прилетел в Москву. Она никуда не делась. Санкт-Петербург никуда не делся. Встречали те же люди, которые провожали. Даже тогда внутри профессии ничего не изменилось. Кто и что там наверху - для нас дело второе. Но люди, которые делают своё дело, работают дольше, чем любой президент и любое правительство.

Сергей Крикалёв и Александр Волков на борту орбитальной станции «Мир», февраль 1992 года.

В свой третий космический полёт Сергей Крикалёв отправился в составе экипажа многоразового транспортно-космического корабля STS-60 «Discovery» и стал первым россиянином, полетевшим на «Шаттле». Cтарт «Discovery» состоялся 3 февраля 1994 года. После 130 витков вокруг Земли 11 февраля 1994 года экипаж совершил посадку в космическом центре имени Кеннеди, штат Флорида (США). Эта экспедиция стала первым совместным полётом двух космических сверх-держав после программы «Союз-Аполлон» в 1975 году.

В Штаты езжу, как трамвай по рельсам, по маршруту Москва-Хьюстон. Это по работе. Прихожу в НАСА — всех там знаю. Народ, который со мной туда в командировку приезжает, удивляется. Иду по собственной фирме — иногда вообще не узнают. А чтобы поехать заграницу просто так, посмотреть на что-то — такого ещё ни разу в жизни не было.

Во время полёта на станции произошёл отказ электронной системы вентиляции, что привело к повышенному уровню влажности в модуле и мешало работе. Американский ЦУП в Хьюстоне долго не мог вмешаться в нештатную ситуацию и ситуация становилась опасной. Американские астронавты спросили тогда Крикалёва: как бы поступил он? Наш космонавт пожал плечами и ответил: «Починил бы». И вместе с командиром «Discovery», будущим главой НАСА Чарльзом Болденом они устранили неисправности в системе. Говорят, именно этот случай на орбите лёг в основу образа русского космонавта Льва Андропова в американском блокбастере «Армагеддон». В одном видеоинтервью на вопрос, тяжело ли ему было в заокеанской командировке, Крикалёв ответил:

Непривычная обстановка, совершенно другая техника, коллеги все иностранцы, чужой язык… Так ведь и им было непросто!

Экипаж корабля STS-60 «Discovery» (сверху вниз): Роналд Сега, Сергей Крикалёв, Франклин Чанг-Диаз, Джен Дейвис, Кеннетт Райтлер и Чарлз Болден.

В четвёртый раз на орбиту Сергей Крикалёв отправился в декабре 1998 года в рамках первой сборочной миссии STS-88 к Международной космической станции. Сергей Крикалёв и командир шаттла «Индевор» Роберт Кабана первыми открыли люк и вошли в новую станцию, также в ходе экспедиции экипаж осуществил три выхода в открытый космос. Основной задачей экипажа была доставка на орбиту американского модуля «Unitу» и его стыковка с уже находящимся на орбите российским модулем «Заря». Полёт продолжался 11 суток.

Обычно самое пугающее в космосе - это неизвестность. Совсем не обязательно, что какие-то страшные события должны произойти. Но если ты не знаешь, могут они случиться или нет - именно это и напрягает. Очень большое моральное напряжение связано с ответственностью, которая на тебя возложена. Ты тренируешься в течение нескольких лет, многие годы идешь к тому, чтобы полететь в космос. В конце концов, тебе в руки дается многомиллионное оборудование, и чем оно сложнее, тем проще совершить какую-то ошибку. Именно вот этот риск - совершить глупую ошибку, из-за которой остановится работа всего коллектива, - пугает больше всего.

Свой пятый космический полёт Сергей Крикалёв совершил в октябре 2000 года в качестве бортинженера корабля «Союз ТМ-31» по программе первой долговременной экспедиции на Международную космическую станцию вместе с коллегой по отряду Юрием Гидзенко и американским астронавтом Уильямом Шепердом. На экипаж в том полёте была возложена сколь почётная, столь и ответственная миссия — «оживление» МКС для начала её постоянной работы. Экипаж находился на станции четыре с небольшим месяца и отметил на орбите наступление нового тысячелетия. Космонавты вернулись на Землю на американском корабле «Discovery», а доставивший их на станцию «Союз ТМ-31» остался на МКС в качестве спасательной капсулы. Первая экспедиция стала и первой долговременной миссией на станцию: с тех пор международный космический дом на орбите всегда остаётся обитаемым.

Экипаж первой долговременной экспедиции на МКС: Сергей Крикалёв, Уильям Шеперд и Юрий Гидзенко.

Много раз приходилось в полёте отмечать и Новый год, и день рождения. Все праздники космонавты отмечают ударным трудом - как-никак мы находимся на работе: поздравили, пожали руку - и вперед за работу. День рождения - не повод пропускать рабочий день, время на орбите слишком ценно. Всё самое интересное происходит у нас в голове. Всё остальное - это внешние атрибуты, условности. Я вспоминаю, что смена тысячелетий, Миллениум, вокруг которого было столько шума, стал просто лишним поводом задуматься о том, где мы были, куда мы пришли и что будет дальше.

В шестой космический полёт Сергей Крикалёв отправился в апреле 2005 года командиром корабля «Союз ТМА-6» и основного 11-го экипажа МКС. После аварии шаттла «Columbia» в 2003 году программа полётов МКС была пересмотрена, поэтому в состав экспедиции вошли наиболее опытные космонавты и астронавты: Джон Филлипс (NASA) и Роберто Виттори (ESA). За время на орбите экипаж починил российскую систему производства кислорода на МКС «Электрон», принял два грузовых космических корабля «Прогресс» и первый американский корабль, запущенный после катастрофы «Columbia» — шаттл «Discovery» STS-114.

Представление о том, что происходит с человеком в космосе, в принципе формировалось из рассказов уже летавших товарищей. Было у меня одно опасение: думал, что будет достаточно тяжело жить в маленьком замкнутом пространстве. На деле же оказалось не так тяжело.

Сергей Крикалёв - мастер спорта СССР по высшему пилотажу, заслуженный мастер спорта России. Чемпион СССР, мира и Европы в командном зачёте по высшему пилотажу на планёрах. C 1999 по 2007 годы возглавлял Федерацию планёрного спорта России. Ещё одним увлечением Крикалёва стала космическая фотография.

Находясь в космосе, я вижу то, что большинство моих друзей, за исключением узкого круга друзей-космонавтов, не увидят никогда. Поэтому, начиная с первого полёта, помимо того, что мы снимаем в рамках своей обязательной программы, я всегда стараюсь снять и просто что-то красивое, необычное, что мне понравилось. Можно назвать это хобби, можно и творчеством. На самом деле и работа является творчеством, ведь делать её можно по-разному.

После ухода из отряда космонавтов Крикалёв работал заместителем генерального конструктора РКК «Энергия», начальником Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина, первым заместителем генерального директора ЦНИИМаш по пилотируемым программам. В настоящее время Сергей Константинович Крикалёв — исполнительный директор госкорпорации «Роскосмос» по пилотируемым космическим программам.

Цитаты С.К. Крикалёва даны по материалам изданий: Аргументы и факты, Известия.ру, Искра Юга, Московский комсомолец, Фонтанка.ру, Esquire

Космонавт Сергей Крикалев наблюдал за распадом своей страны из космоса.

Когда в мае 1991 года двое советских космонавтов Сергей Крикалев и Анатолий Арцебальский, а также британская подданая космонавт Хелен Шармен отправились в космос на ракете-носителе “Союз”, никто на планете даже и подумать не мог, что через каких-то пару месяцев мир изменится, а чуть позже изменится и космонавтика.

Не думал об этом и герой нашего материала Сергей Крикалев. Советский гражданин не знал, что когда он вернется домой, его родной город Ленинград переименуют в Санкт-Петербург, а огромная страна, в которой он прожил 33 года, распадется на 15 независимых государств. По сути, Сергей Крикалев станет последним гражданином СССР.

После развала Советского союза в отечественной космонавтике начался хаос: у нового государства — России — возникли проблемы с содержанием доставшейся ей “по наследству” орбитальной станции “Мир”, появились разногласия с США в плане договоренности по отправке астронавтов с космодрома Байконур. Тем не менее, проблему международного сотрудничества в области космонавтики двум странам все же удалось решить: они подписали документ, который положил начало строительству МКС.

В отличие от Юрия Гагарина, Сергей Крикалев не был народным героем. Большинство соотечественников даже не знали его имени (многие и сегодня не знают). Да и сам космонавт не стремился ко всеобщему вниманию. К концу 1980-х он уже был мастером спорта по высшему пилотажу и членом сборной СССР.

Когда в 1985 году командование Советского Союза потеряло связь со своей космической станцией “Салют-7”, Сергей Крикалев работал в наземной группе, которую планировалось использовать для орбитальной миссии спасения. Участие в этой группе позволило Крикалеву пройти подготовку к космическому полету, и в 1988 году он совершил свой первый полет к новой станции “Мир”.

Хелен Шармен — первая британская женщина-космонавт, работавшая вместе с Сергеем Крикалевым на станции “Мир” во время второго его полета 18 мая 1991 года, рассказывает:

“У нас возникли проблемы со стыковой, мое сердце билось так сильно, что я думала через секунду оно выпрыгнет из груди. Ведь мы могли умереть. Сергей Крикалев сохранял уверенность и покой и даже шутил. К счастью, все прошло благополучно, и мы встретились с предыдущим экипажем”

“Мир” заслужила репутацию грязного места . Помимо того, что на борту станции пахло горелой помойкой и жареным мясом , там еще скрывались микроорганизмы, которые постоянно выводили из строя важнейшие приборы. В любой момент мог случиться пожар.

Однако, для Сергея Крикалева все это не имело значения. “Он всегда говорил, что в космосе чувствует себя как дома” , — позже в одном из интервью рассказывала Хелен Шармен. — “Сергей любил невесомость, а еще он летал, как птица: от одного конца станции к другому не касаясь стен, пола” . Большинство космонавтов коротали время за чтением книг, а Крикалев глядел в иллюминатор на Землю.

Через семь дней после пребывания на орбите, Шармен вернулась домой с предыдущем экипажем, а Крикалев и Арцебарский остались на “Мире”. Космонавты должны были находиться пять месяцев на орбите, осуществить шесть выходов в открытый космос, провести научные эксперименты и ряд работ по обслуживанию станции.

Но даже свысока у Крикалева не было возможности увидеть, что происходило на его родине. К лету 1991 года политика генерального секретаря СССР Михаила Горбачева привела к развалу коммунистической страны и появлению новых независимых государств. Одной из таких стран стал Казахстан, где находился космодром Байконур. После распада Советского Союза космопорт перешел в собственной этой страны, и, чтобы не идти на конфликт с Алма-Атой, Москва предложила место сменщика Крикалева на “Мире” казахстанскому космонавту. Точно было неизвестно, когда следующий корабль отправится к станции.

В результате Крикалев должен был остаться на станции на неопределенный срок, несмотря на риск для здоровья. Последствия влияния на организм длительного пребывания в космосе даже сегодня плохо изучены. Однако известно, что в таком случае повышается вероятность заболевания раком, может произойти атрофия мышц, потеря костной ткани, могут возникнуть проблемы с иммунной системой. Крикалев знал об опасностях и позже поделился своим впечатлением со СМИ.

“Думал я, хватит ли у меня сил, чтобы выжить до завершения программы? Я сомневался”

В этот день утром на Красной площади в Москве появились танки. Происходил государственный переворот, или, как его еще называют в истории, августовский путч. Горбачев в то время находился в отпуске. По радио людям передали о добровольной отставке Горбачева по состоянию здоровья, но многие граждане вышли на улицы, чтобы выразить протест против такого хода событий.

Через пару дней после начала путча судьба СССР была решена. Постепенно друг за другом страны выходили из состава Советского Союза и объявляли о своей независимости.

Будучи на станции “Мир”, Крикалев связывался со своей женой Еленой, и она сообщала ему все, что происходило на улицах Москвы. Поскольку политическая нестабильность привела к экономическому краху, Крикалев задумался о будущем своей семьи в новом государстве, ведь у него тогда была 9 месячная дочь, а космонавт в то время получал мизерную зарплату.

“Я старалась не говорить с ним о неприятных вещах, они бы его расстроили” , — позже рассказывала Елена. — “И Сергей никогда не затрагивал такие темы” .

Когда время пребывания Крикалева на станции подошло к концу, к “Миру” пристыковался корабль “Союз ТМ-13” с тремя космонавтами на борту: казахстанцем Токтаром Аубакировым, австрийцем Францем Фибеком и украинцем Александром Волковым. Единственным человеком, имевшим опыт космических полетов, был украинский специалист. Через неделю Франц Фибек, Анатолий Арцебарский и космонавт из Казахстана вернулись на Землю.

Чем больше проходило времени, тем больше становился дефицит денежных средств. В новой стране начался кризис. Некоторые СМИ сообщали, что в правительстве даже шли разговоры о продаже орбитальной станции.

На “Мире” находилась одноразовая капсула “Радуга”, которую Сергей Крикалев и Александр Волков могли использовать для возвращения на Землю. Но если бы они решили вернуться домой раньше времени, обслуживание и работа станции были бы прекращены окончательно, станция стала бы необитаема. Поэтому космонавты остались.

Последняя точка в Холодной войне между Советским Союзом и США была поставлена в католическое Рождество 1991 года (25 декабря Михаил Горбачев сложил с себя полномочия президента СССР). Джордж Буш-старший, хоть его страна и победила в “Гонке вооружений”, все же был обеспокоен. Он боялся за космонавтику своей страны: была неизвестна судьба станции “Мир” и космодрома Байконур, которые использовало NASA.

“Соединенные Штаты приветствуют и поддерживают исторический выбор в пользу свободы, сделанный новыми государствами Содружества” , — заявил прессе Джордж Буш-старший 25 декабря 1991 года. — “Мы будем строить отношения с руководителями России и других республик с должным уважением и открытостью” .

В странах бывшего СССР ученые-ракетостроители с мировыми именами теперь были заняты не строительством ракет, а поиском способа прокормить себя и свою семью. Такие государства, как Иран, Индия и Северная Корея пытались переманить этих специалистов к себе на службу за большие деньги. Американским чиновникам необходимо было сохранить российскую космонавтику. За кулисами представители США и России заключали сделки, и Америка вкладывала доллары в космическую отрасль новой страны.

“Я прекрасно понимал, в каком положении находится Россия. Я прекрасно понимал, в каком положении нахожусь я на высоте 350 км. Мы должны были спасти нашу космонавтику, поэтому я оставался на станции” , — в одном из интервью рассказывал Сергей Крикалев.

В конце марта 1992 года Крикалев и Волков вернулись домой. Последний гражданин СССР и его напарник приземлились недалеко от города Аркалык в Казахстане. За почти 10 месяцев пребывания в космосе (тогда это был рекорд) Крикалев облетел Землю примерно 5000 раз. Чуть позже, в 2015 году другой российский космонавт Геннадий Падалка установит новый рекорд по продолжительности пребывания человека на орбите.

“Было приятно ощущать землю под ногами” , — в одном из своих интервью вспоминает Сергей Крикалев. — “Но космос — он всегда притягателен”.

Спустя несколько месяцев после возвращения Крикалева, президент США Джордж Буш-старший и президент России Борис Ельцин встретились в Вашингтоне, чтобы подписать документ, положивший начало программе “Шаттл-Мир”. Это совместная космическая программа РФ и Америки, в рамках которой российские космонавты доставлялись на орбиту “Шаттлами”, а американские астронавты проводили экспедиции на орбитальной станции “Мир”.

Крикалев почти сразу вернулся к тренировкам и отправился в США, чтобы подготовиться к первому совместному американо-российскому полету на “Шаттле”, который состоялся в 1994 году. Таким образом Крикалев стал первым российским космонавтом, совершившим полет на американском корабле.

В одном видеоинтервью на вопрос, тяжело ли ему было, космонавт ответил:

“Непривычная обстановка, совершенно другая техника, коллеги все иностранцы, чужой язык…Так ведь и им было непросто!”

Вскоре после этого США и Россия объединили свои усилия в реализации нового проекта — Международной космической станции. Однако на пути строительства МКС у российской власти возникли некоторые трудности. “По ходу выполнения условий договора, у России возникли финансовые трудности, и она готова были отказаться от проекта” , — говорит Джеймс Оберг, эксперт в космической отрасли. —“Администрация президента Клинтона решила поддержать коллег” .

Функционально-грузовой модуль “Заря”, построенный на американские деньги, стал первым российским элементом новой станции. В 1998 году Крикалев и его коллеги из США присоединили “Зарю” к первому американскому компоненту МКС — модулю “Юнити”. Таким образом началась история Международной космической станции.

В 2001 году орбитальная станция “Мир” была затоплена в Тихом океане. Причина: устаревшее оборудование.

Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Космонавты МКС

Крикалев Сергей Константинович

Порядковый номер - 212 (67)

Количество полетов - 6
Продолжительность полетов - 803 дня 09 часов 41 минута 12 секунд.
Число выходов в открытый космос - 8
Продолжительность работ в открытом космосе - 41 час 26 минут.

Статус - космонавт НПО «Энергия», 8-й набор

Дата и место рождения:

Образование и научные звания:

  • В 1975 году окончил 10 классов средней школы №77 города Ленинграда. Одновременно получил специальность «химик-аналитик-лаборант».
  • С 1977 года стал заниматься самолетным спортом в Ленинградском аэроклубе ДОСААФ.
  • В 1981 году окончил с отличием Ленинградский механический институт (Военмех), машиностроительный факультет, специальность «Проектирование и производство летательных аппаратов», получил диплом инженера-механика.

Профессиональная деятельность:

  • С ноября 1977 по май 1980 года работал лаборантом, затем старшим лаборантом НИС Военмеха.
  • С мая по август 1981 года работал авиатехником 4-го разряда по эксплуатации и ремонту ЛА и двигателей в Ленинградском городском аэроклубе ДОСААФ.
  • С сентября 1980 года работал в 111 отделе ГКБ НПО «Энергия» для подготовки дипломного проекта.
  • С 14 сентября 1981 года работал инженером 111-го отдела ГКБ НПО «Энергия». Занимался разработкой инструкций для космонавтов. С 1 сентября 1982 года работал инженером, а с 1 июня 1985 года - старшим инженером 191-го отдела (бывший 111 отдел) ГКБ НПО «Энергия».
  • Занимался разработкой предложений по отображению информации оператора на дисплеях изделия 17КС (Базовый блок «Мира»), корректировал бортовую документацию 17К №125-2 («Салют-7»), разрабатывал бортовую документацию изделия 11Ф72 №164 (ТКС, «Космос-1443»). Руководил группой по разработке инструкций для космонавтов по КК «Союз-Т» (11Ф732), работал в ЦУПе разработчиком радиограмм, методистом по действиям экипажа и бортовой документации. После потери связи с «Салютом-7» в феврале 1985 года работал в группе по разработке методики полета к неуправляемой станции, отрабатывал эту методику в технологическом экипаже вместе с А.Викторенко. Принимал участие в подготовке космонавтов.
  • 5 февраля 2007 года был назначен вице-президентом корпорации «Энергия» по пилотируемым полетам (с сохранением лётного статуса в отряде космонавтов).
  • После увольнения президента РКК «Энергия» Н.Севастьянова и назначения нового - В.Лопоты в июне 2007 года в должности вице-президента корпорации подтверждён не был, при этом сохранил должность заместителя главного конструктора.
  • Приказом руководителя Роскосмоса №97к от 27 марта 2009 года назначен на должность начальника Федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина».
  • Незадолго до истечения пятилетнего контракта написал заявление о его продлении, однако контракт продлён не был.
  • В начале августа 2014 года после длительного отпуска приступил к работе в должности первого заместителя директора ФГУП ЦНИИМАШ - головной научной организации Роскосмоса. В круг его обязанностней входила разработка планов пилотируемых полетов в рамках программы освоения дальнего космоса.
  • 25 марта 2016 года на заседании Наблюдательного совета Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» был назначен исполнительным директором по пилотируемым космическим программам и избран членом Правления Госкорпорации.
  • 2 ноября 2017 года на внеочередном собрании Международной ассоциации участников космической деятельности (МАКД) был назначен председателем правления МАКД.
  • 29 июня 2018 года на годовом собрании МАКД был освобожден от обязанностей председателя правления по его просьбе в связи с большой производственной и общественно-политической загруженностью.

Воинское звание: Майор запаса

Должности в отряде космонавтов НПО «Энергия»:

10 ноября 1985 года приказом MOM №384 назначен на должность кандидата в космонавты-испытатели отряда в 291-й отдел.

11 февраля 1987 года назначен на должность космонавта-испытателя отряда космонавтов в 111-й отдел.

С 25 мая 1990 года заместитель начальника отдела, космонавт-испытатель, с 7 апреля 1992 года - заместитель начальника отдела, инструктор-космонавт-испытатель.

Приказом руководителя Роскосмоса №44 от 27 марта 2009 года освобожден от должности инструктор-космонавт-испытатель 1-го класса.

Космическая подготовка:

Прошел медицинское обследование в Институте медико-биологических проблем (ИМБП) и 7 июня 1983 года получил допуск к специальным тренировкам. 2 сентября 1985 года решением ГМВК отобран в отряд космонавтов НПО «Энергия». С ноября 1985 по октябрь 1986 года проходил общекосмическую подготовку. 28 ноября 1986 года решением МВКК присвоена квалификация «космонавт-испытатель».

С 1986 года по март 1988 года проходил подготовку по программе «Буран» в составе группы и в условном экипаже с Александром Щукиным.

22 марта 1988 года заменил в основном экипаже корабля «Союз ТМ-7» А.Калери, отстраненного от подготовки по состоянию здоровья. До 11 ноября 1988 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа корабля «Союз ТМ-7» по программе ЭО-4/«Арагац» на ОК «Мир», вместе с Александром Волковым и Жан-Лу Кретьеном (Франция). Прошел подготовку в качестве первого испытателя средства передвижения космонавта (СПК) и готовился к работе с модулем «Квант-2», но программа полета была изменена.

Первый полет

С июня по 17 ноября 1990 года проходил подготовку в качестве бортинженера дублирующего экипажа корабля «Союз ТМ-11» по программе ЭО-8 (и по советско-японской программе) на ОК «Мир», вместе с Анатолием Арцебарским и Р.Кикути (Япония).

С 5 декабря 1990 по 19 апреля 1991 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа корабля «Союз ТМ-12» по программе ЭО-9 (и советско-британской программе Juno) на ОК «Мир», вместе с Анатолием Арцебарским и Хелен Шарман (Великобритания).

Второй полет

С 18 мая 1991 по 25 марта 1992 года в качестве бортинженера ТК «Союз ТМ-12» (старт), ТК «Союз ТМ-13» (посадка), и ОК «Мир» по программе ЭО-9 (9-й основной экспедиции) вместе с Анатолием Арцебарским и ЭО-10 (10-й основной экспедиции) вместе с Александром Волковым. Решение о продлении работы Крикалева на ЭО-10 было принято уже во время его полета.
Позывной: «Озон-2» / «Донбас-2».

Во время полета совершил семь выходов в открытый космос:
24.06.1991 - продолжительностью 4 часа 58 минут;
28.06.1991 - продолжительностью 3 часов 24 минуты;
15.07.1991 - продолжительностью 6 часов 4 минуты;
19.07.1991 - продолжительностью 5 часов 28 минут;
23.07.1991 - продолжительностью 5 часов 34 минуты;
27.07.1991 - продолжительностью 6 часов 49 минут;
20.02.1992 - продолжительностью 2 часа 12 минут.

Продолжительность полета составила 311 суток 20 часов 00 минут 54 секунды.

29 сентября 1992 года был отобран для первого полета российского космонавта на американском шаттле. С 5 ноября 1992 по январь 1994 года проходил подготовку в Центре им.Джонсона в качестве специалиста полета-4 (Mission Specialist) экипажа шаттла Discovery по программе STS-60. Получил сертификат по работе с манипулятором шаттла, прошел подготовку при полетах на самолете Т-38 в качестве второго пилота.

Третий полет

С апреля 1994 по январь 1995 года проходил подготовку в Центре им.Л.Джонсона в качестве дублера В.Титова, назначенного специалиста полета-4 в экипаж шаттла Discovery по программе STS-63. Прошел подготовку для работы в выходном скафандре по программе сборки МКС. Во время полета STS-63, а также полетов STS-71, STS-74 и STS-76 был руководителем 1-й консультационной группы экспертов московского ЦУПа в Хьюстоне, помогал налаживать взаимодействие между российским и американским ЦУПами.

С мая 1995 года исполнял обязанности заместителя руководителя полетом ОК «Мир». После разгерметизации модуля «Спектр» входил в состав аварийной комиссии.

30 января 1996 года назначен бортинженером основного экипажа первой экспедиции на Международную космическую станцию (МКС-1). Старт первой экспедиции был первоначально запланирован на май 1998 года. С октября 1996 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа МКС-1, вместе с Ю.Гидзенко и Уильямом Шепердом (США).

Полеты экспедиций на МКС задерживались, и 30 июля 1998 года, по согласованию между РКА и НАСА, он был назначен в экипаж шаттла Endeavour по программе STS-88 (первый полет по сборке станции, ISS-01-2A). В сентябре - ноябре 1998 года проходил подготовку в Центре им.Джонсона в составе экипажа STS-88.

Четвертый полет

С 1999 по октябрь 2000 года продолжал подготовку в качестве бортинженера основного экипажа МКС-1 вместе с Ю.Гидзенко и Уильямом Шепердом.

Пятый полет

В октябре 2000 года был назначен командиром дублирующего экипажа 7-й основной экспедиции на МКС (МКС-7д) вместе с М.Сураевым и Полом Ричардсом (США). В сентябре 2001 года М.Сураева сменил С.Волков, а в марте 2002 года Пола Ричардса сменил Джон Филлипс.

По этой программе экипаж готовился до февраля 2003 года, когда из-за гибели шаттла Columbia все экипажи были переформированы. Экипаж Крикалева стал основным экипажем по программе сборки МКС со стартом на шаттле (полет ULF-1). Планировалось, что это экипаж отправится на станцию на первом же шаттле (STS-114).

Однако, так как сроки возобновления полетов шаттлов постоянно сдвигались, экипажи и программы полетов вновь поменялись. Крикалев начал подготовку в качестве командира основного экипажа 11-й экспедиции на МКС вместе с Джоном Филлипсом. В октябре 2004 года в качестве участника кратковременной экспедиции посещения в экипаж ТК «Союз ТМА-6» был включен итальянский астронавт Роберто Виттори, программа Eneide (Энеида).

Шестой полет

Cтартовал 15 апреля 2005 года (в 04:46:25 мск) на «Союз ТМА-6» (11Ф732 № 216) в качестве командира экипажа 11-й основной экспедиции МКС (МКС-11). Стыковка со станцией произошла 17 апреля 2005 года в 06:20 мск. В 08:46 мск экипаж перешел на борт станции.
Во врем полёта осуществил один выход в открытый космос:
18 августа 2005 года - продолжительностью 4 часа 57 минут. Выход начался 18 августа 2005 года в 19:02 UTC (23:02 мск), возвращение на станцию произошло 18 августа в 23:59 UTC (19 августа в 03:59 мск).
9 октября сдал обязанности командира МКС. 10 октября 2005 года в 22.44 мск были закрыты люки спускаемого аппарата космического корабля. Расстыковка корабля и станции была произведена в 1.49 мск, на 9 минут позже запланированного. В 04:19 мск двигатели корабля были включены на торможение. Мягкая посадка произведена в 05:09 мск в 57 км северо-восточнее города Аркалык.

Продолжительность полёта составила 179 суток 0 часов 22 минуты 35 секунд.

В мае 2006 года решением Роскосмоса, ЦПК и РКК «Энергия» в предварительном порядке был назначен в командиром ТК в дублирующий экипаж МКС-17д и основной экипаж МКС-19, вместе с Максимом Сураевым. В августе совместным решением Роскосмоса и NASA был в предварительном порядке назначен дублером командира МКС-17д и бортинженера корабля «Союз-ТМА-12», старт которого запланирован на апрель 2008 года. 13 февраля 2007 года назначение было утверждено NASA. Однако уже в марте 2007 года был выведен из дублирующего экипажа, в котором его сменил Геннадий Падалка.

В 2008 году в предварительном порядке был назначен в дублирующий экипаж 21-й экспедиции на МКС (МКС-21А). Согласно этим планам основной экипаж должен стартовать на корабле «Союз ТМА-18» в марте 2010 года. Это должен быть первый полёт новой модификации корабля «Союз-ТМА» (700-я серия). Однако позднее (в июле 2008 года) эти сообщения не были подтверждены при неофициальном объявлении списков будущих экипажей МКС.

Приказом руководителя Роскосмоса от 27 марта 2009 года был освобожден от должности инструктор-космонавт-испытатель.

Общественно-политическая деятельность:

В декабре 2007 года баллотировался в депутаты Государственной Думы РФ V созыва по списку Всероссийской политической партии «Единая Россия», региональная группа №81 (Санкт-Петербург). Несмотря на то, что партия преодолела 5%-ный барьер, будучи 16-м в списке региональной группы при распределении депутатских мандатов в число депутатов не попал.

Почетные звания:

Летчик-космонавт СССР (1989).

Классность:

Космонавт 3-го класса (1989.10.16),

Космонавт 1-го класса (1992.04.07)

Инструктор-космонавт-испытатель 1 класса.

Спортивные звания:

Имеет 1-й разряд по плаванию, кандидат в мастера спорта по многоборью (на первенстве Ленинграда в 1989).

«Мастер спорта СССР» по высшему пилотажу (1981 год).

«Мастер спорта международного класса» по высшему пилотажу (1986 год).

«Заслуженный мастер спорта России» (2007).

Спортивные достижения:

  • С 1977 года занимался самолетным спортом. В 1980-1981 годах входил в состав сборной Ленинграда по высшему пилотажу.
  • С 1982 года занимался самолетным спортом в Центральном аэроклубе им.В.П.Чкалова в Москве. В 1982 году выступал на Чемпионате СССР за команду Центрального аэроклуба и был кандидатом в сборную СССР по самолетному спорту.
  • В 1983 году стал абсолютным чемпионом города Москвы по высшему пилотажу. В финале Спартакиады народов СССР и чемпионате СССР выступал за сборную РСФСР, где занял 3-е место в командном и 8-е место в личном зачете.
  • Был кандидатом в сборную СССР по самолетному спорту. В 1985 году выступал на Первенстве социалистических стран по высшему пилотажу в составе 2-й сборной СССР и был членом сборной России по высшему пилотажу на планерах. Стал серебряным призером чемпионата мира по планеризму в одном из упражнений. В 1986 году стал чемпионом СССР и чемпионом Европы в командном зачете, а также чемпионом по упражнению. В 1997 году стал чемпионом мира.
  • Освоил пилотирование самолетов Як-18А, Як-50, Як-52, Як-55, Як-55М, Су-26, Су -29, Л-39. Совершил ознакомительные полеты с инструктором на МиГ-21, МиГ -25 и Ту-134. Получил лицензию 2-го пилота самолета Т-38 (США) и налетал на нем более 140 часов.
  • В 1997 году на Первых Всемирных воздушных играх в Турции был в сборной России команде России по высшему пилотажу на планерах. Занял первое место в командном зачете, а также серебряным призером в личном зачете.
  • В 2001 году на Вторых Всемирных воздушных играх в Испании был главным тренером российской сборной.
  • 5 марта 2017 года на отчетно-выборной конференции Федерации самолетного спорта России был избран новым президентом этой организации.

Советские и российские награды:

Награжден медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и орденом Ленина (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 апреля 1989 года), медалью «Золотая Звезда» Героя Российской Федерации (Указ Президента РФ от 11 апреля 1992 года) и орденом Дружбы народов (Указ Президента РФ N 298 25 марта 1992 года), орденом Почёта (Указ Президента РФ №204 от 15 апреля 1998 года, за достижение высоких спортивных результатов в Первых Всемирных воздушных играх), орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (Указ Президента РФ №353 от 5 апреля 2002), медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (26.03.2005).

Награды иностранных государств:

Офицер ордена Почетного легиона (Legion d’Honneur), 1989 год, Франция.

Награжден тремя медалями НАСА «За космический полет» (NASA Space Flight Medal) (1996, 1998, 2001), и «За выдающиеся общественные заслуги» (NASA Distinguished Public Service Medal, 2003).

Награды общественных организаций:

Орден «За усердие во благо Отечества» (учрежён Фондом «Во благо Отечества») (2006). Орден «Гордость России» (учрежён Фондом «Гордость России» и позиционируется как высшая общественная награда РФ) (2008). Почетное пожизненное членство в Королевском фотографическом обществе (Великобритания) (2009).

Семейное положение:

Отец - Крикалев Константин Сергеевич, 1932 г.р., инженер Балтийского завода в Санкт-Петербурге, на пенсии.

Мать - Крикалева (Прокофьева) Надежда Ивановна, 1931 г.р., завуч средней школы №10 города Ленинград (Санкт-Петербург), на пенсии.

Жена - Терехина Елена Юрьевна, 1956 г.р., инженер РКК «Энергия».

Дочь - Крикалева Ольга Сергеевна, 1990 г.р.

Увлечения:

Высший пилотаж, плавание, подводное плавание, горные лыжи, виндсерфинг, теннис, любительское радио (позывной - Х75М1К).

http://www.astronaut.ru/as_rusia/energia/text/krikalev.htm


Действительный член Российской академии космонавтики имени Константина Циолковского.

Сергей Крикалев родился 27 августа 1958 года в городе Санкт­-Петербург. В 1975 году окончил десять классов средней школы № 77. С 1977 года занимался самолетным спортом в местном аэроклубе. Через четыре года окончил с отличием Балтийский государственный технический университет по специальности «Проектирование и производство летательных аппаратов».

С 14 сентября 1981 года Крикалев работал инженером 111­-го отдела Главного Конструкторского Бюро Научно-производственного объединения «Энергия». Занимался разработкой инструкций для космонавтов. Через год стал инженером, а с 1 июня 1985 года, старшим инженером 191-­го отдела Главного конструкторского бюро НПО «Энергия».

Решением государственной межведомственной комиссией 2 сентября 1985 года Крикалев отобран в отряд космонавтов НПО «Энергия». В течении следующего года проходил общекосмическую подготовку. В конце ноября 1986 года присвоена квалификация «космонавт­-испытатель». Далее, два года проходил подготовку по программе «Буран».

Сергей Крикалев 22 марта 1988 года заменил в основном экипаже корабля «Союз ТМ­-7» Калери, отстраненного от подготовки по состоянию здоровья. До 11 ноября 1988 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа корабля «Союз ТМ-­7» по программе «Арагац» на орбитальном комплексе «Мир», вместе с Волковым и Жан­-Лу Кретьеном. Также прошел подготовку в качестве первого испытателя средства передвижения космонавта и готовился к работе с модулем «Квант­-2», но программа полета оказалась изменена.

Первый космический полет Крикалев совершил с 26 ноября 1988 года по 27 апреля 1989 года в качестве бортинженера корабля «Союз ТМ­-7» и орбитального комплекса «Мир» по программе четвертой основной экспедиции и советско-­французской программе «Арагац». Стартовал совместно с командиром корабля Волковым и космонавтом­исследователем-гражданином Французской Республики Жан-­Лу Кретьеном. Выполнив программу полета подготовили станцию к функционированию в беспилотном режиме и совершили посадку 27 апреля 1989 года. Продолжительность космического полета составила 151 сутки 11 часов 08 минут 24 секунды.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 апреля 1989 года за успешное осуществление космического полета на орбитальном научно-исследовательском комплексе «Мир» и проявленные мужество и героизм Крикалеву Сергею Константиновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В 1990 году Крикалев готовился к своему второму полету как член дублирующего экипажа для восьмой долговременной экспедиции на станцию «Мир». В декабре 1990 Крикалев начал подготовку к участию в девятой экспедиции на станцию «Мир». Союз ТМ-12 запущен 18 мая 1991 года с командиром Анатолием Павловичем Арцебарским, бортинженером Крикалевым и британской женщиной-космонавтом Хелен Шарман. Через неделю Шарман вернулась на Землю с предыдущим экипажем, а Крикалев и Арцебарский остались на «Мире». За лето осуществили шесть выходов в открытый космос, при этом провели многочисленные научные эксперименты, а также работы по обслуживанию станции.

По плану возвращение Крикалева должно было произойти через пять месяцев, но в июле 1991 Крикалев согласился остаться на станции «Мир» в качестве бортинженера с другим экипажем, который должен прибыть в октябре. Этот полет интересен тем, что космонавты улетали из СССР, а вернулись уже в Россию: во время их полета Советский Союз прекратил существование. Продолжительность полета составила 311 суток 20 ч 00 мин 34 с.

Указом Президента Российской Федерации № 387 от 11 апреля 1992 года за мужество и героизм, проявленные во время длительного космического полета на орбитальной станции «Мир», летчику-­космонавту СССР Крикалеву Сергею Константиновичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия ­медали «Золотая Звезда» № 1.

В октябре 1992 руководство НАСА объявило о том, что на американском корабле многоразового использования полетит российский космонавт, имеющий опыт космических полетов. Крикалев стал одним из двух кандидатов, второй, Владимир Титов, направленных Российским космическим агентством для тренировок вместе с экипажем STS-60. В апреле 1993 года Крикалев объявлен основным кандидатом.

Третий космический полет Крикалев совершил с 3 по 11 февраля 1994 года в качестве специалиста в составе экипажа на борту многоразового транспортно-­космического корабля STS­-60 «Дискавери». Это стал первый в истории пилотируемой космонавтики американо­-российский совместный полет на корабле многоразового использования. Продолжительность полета составила 8 суток 7 часов 10 минут 13 секунд.

Свой четвертый космический полет Крикалев совершил с 4 по ­16 декабря 1998 года в рамках миссии STS-­88 в качестве специалиста полета­-4. Вместе с командиром шаттла Робертом Кабаной, Сергей Крикалев впервые открыл люк в Международную Космическую Станцию. Продолжительность полета составила 11 суток 19 часов 18 минут 47 секунд.

Пятый космический полет Крикалев совершил с 31 октября 2000 по 21 марта 2001 года в качестве бортинженера корабля «Союз ТМ­-31» и МКС по программе первой основной экспедиции МКС. Посадку совершил на шаттле «Дискавери» STS­-102 в качестве специалиста полета. Продолжительность полета составила 140 дней 23 часа 40 минут 19 секунд.

В своем шестом космическом полете Крикалев возглавил основной экипаж первой экспедиции к Международной космической станции, стартовав в космос 15 апреля 2005 года на корабле «Союз ТМ­6» с членами экипажа: астронавтом NASA Джоном Филлипсом и астронавтом Европейского космического агентства Роберто Виттори. За время полета Крикалев совершил один выход в открытый космос: 18 августа 2005 года ­ продолжительностью 4 часа 57 минут. Совместно с астронавтом NASA Джоном Филлипсом и космическим туристом, гражданином США Грегори Олсеном 11 октября 2005 года возвратился на Землю на космическом корабле «Союз ТМА­-6». Продолжительность полета составила 179 суток 0 часов 22 минуты 35 секунд.

Сергей Крикалев является рекордсменом по суммарному пребыванию в космосе. За шесть полетов оно составило 803 дня 09 часов 41 минута 12 секунд. Выполнил восемь выходов в открытый космос, суммарная продолжительность работ в открытом космосе ­41 час 26 минут.

В конце марта 2009 года Крикалев освобожден от должности «инструктор-­космонавт­испытатель» первого класса. Приказом руководителя Роскосмоса от 27 марта 2009 года назначен начальником федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина». В конце марта 2014 года покинул эту должность.

С марта 2014 года Крикалев назначен первым заместителем генерального директора «Центрального научно-исследовательского института машиностроения» по пилотируемым программам, а также исполнительным директором государственной корпорации «Роскосмос» по пилотируемым космическим программам. С апреля 2014 года ­ представитель города Севастополя в Москве и Санкт­-Петербурге. C августа 2014 года занял должность­ первого заместителя генерального директора «Центрального научно-исследовательского института машиностроения».

На заседании совета директоров ПАО ракетно-космического комплекса «Энергия» 24 января 2019 года принято решение назначить Сергея Константиновича Крикалева Заместителем Председателем Совета директоров ПАО ракетно-космического комплекса «Энергия».

Сергей Константинович помимо космических имеет также и спортивные достижения. Долгое время занимался самолетным спортом. Выступал на чемпионате СССР за команду Центрального аэроклуба и являлся кандидатом в сборную СССР по самолетному спорту. По данному виду спорта стал чемпионом СССР, чемпионом Европы и чемпионом мира в командном зачете.

На Первых Всемирных воздушных играх в Турции состоял в сборной России команде России по высшему пилотажу на планерах. Занял первое место в командном зачете, а также стал серебряным призером в личном зачете. На Вторых Всемирных воздушных играх в Испании являлся главным тренером российской сборной. Крикалеву присвоено звание «Заслуженный мастер спорта Российской Федерации».

Премьер-министр Японии Синдзо Абэ 7 ноября 2019 года наградил Сергея Крикалева одной из самых высоких наград страны: Орденом Восходящего солнца на шейной ленте со звездой. Церемония награждения состоялась в императорском дворце в Токио.

Награды Сергея Крикалева

Герой Российской Федерации (11 апреля 1992 года) - за мужество и героизм, проявленные во время длительного космического полета на орбитальной станции «Мир» (медаль «Золотая звезда» № 1).

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (5 апреля 2002 года) - за мужество и высокий профессионализм, проявленные при осуществлении длительного космического полета на Международной космической станции.

Орден Почета (15 апреля 1998 года) - за успешное участие и достижение высоких спортивных результатов в Первых Всемирных воздушных играх.

Орден Дружбы народов (25 марта 1992 года) - за успешное осуществление космического полета на орбитальной станции «Мир» и проявленные при этом мужество и героизм.

Орден Ленина (1989).

Орден Восходящего солнца II степени (7.11.2019).

Медаль «За заслуги в освоении космоса» (12 апреля 2011 года) - за большие заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства, многолетнюю добросовестную работу, активную общественную деятельность.

Медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2005 год).

Почетное звание «Летчик-космонавт СССР» (1989 год).

Офицер ордена Почетного легиона (Франция, 1989 год).

Три медали NASA «За космический полет» (1996 год, 1998 год, 2001 год).

Медаль NASA «За выдающиеся общественные заслуги» (2003 год).

Почетный гражданин Санкт-Петербурга (2007 год).

Заслуженный мастер спорта России.

Пожизненный Почетный член королевского фотографического общества Великобритании.

Лауреат национальной премии «Золотой глаз России».

Лауреат национальной премии «Россиянин года» (2011 год).

Признание заслуг

Бюст на Аллее Героев Московского парка Победы (Санкт-Петербург)



© 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух