Этапы исторического развития медицины и медицинской техники. Краткая история медицины. Основные понятия и положения темы

Этапы исторического развития медицины и медицинской техники. Краткая история медицины. Основные понятия и положения темы

21.04.2020

УДК 93/94 (093) (515)

ЖАБОН Юмжaнa Жaлcaнoвнa - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук (670047, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6;[email protected])

ВАННИКОВА Цымжит Пypбyeвнa - главный научный сотрудник Центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук (670047, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6; [email protected])

К ИСТОРИИ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЁЕНИЯ

Аннотация. В статье на основании ранее неизвестных сведений тибетских медицинских сочинений рассматриваются этапы становления и развития тибетской медицины (VII-XVII вв.). Основное внимание уделяется характеристике истории раннего периода. Принципиально новым является деление истории тибетской медицины на мифологический период, периоды раннего, развитого, позднего Средневековья. Авторы приходят к выводу, что каждый из этих периодов имеет свои характерные черты в развитии медицинских знаний Тибета.

Ключевые слова: история медицины, тибетская медицина, периодизация, Тибет, источники.

Вопрос о проникновении медицинских знаний в Тибет впервые начал привлекать серьезный научный интерес с 1970-х гг. В это время стали появляться работы, в которых затрагивались различные аспекты истории тибетской медицины . Подобное внимание исследователей к данной теме связывают с эмиграцией тибетцев в Индию и Непал в 1959 г., позволившей исследователям получить широкий доступ к тибетским медицинским источникам, установить непосредственный личный контакт с носителями тибетской культуры в целом и с тибетскими врачами в частности.

В последние десятилетия проблемы изучения древней истории тибетской медицинской науки сова рикпа (gso ba rig pa), ее современное состояние, проблемы ее интеграции в европейскую медицину все больше привлекают внимание современных исследователей . Однако специальные работы, посвященные проблемам периодизации истории тибетской медицины, все еще остаются весьма немногочисленными.

В формировании тибетской медицины сами тибетские ученые выделяют следующие основные этапы:

1) добуддийская история медицины (народная медицина, bod kyi gdod ma"i gso dpyad, около 500 г. до н.э. - 618 г. н.э.);

2) традиция религии бон (bonpo"igso dpyad);

3) развитие медицины царями Ярлунгской династии (spu rgyal btsan po"i rgyal rabs kyi skab su bod kyi gso rig, около I в. до н.э. до 842 г.);

4) становление медицины в период распада Тибета на несколько независимых царств (bod sil bu"i dus rabs su bod kyi gso rig, IX-XVII);

5) медицина периода теократического государства (dga" ldanpho brangskabs kyi gso rig, XVII-XX).

Вместе с тем некоторые западные исследователи в развитии тибетской медицины выделяют 3 этапа: мифологический, аюрведический и заключительный, который, по их мнению, охватывает период развития медицины в Тибете с VII в. до настоящего времени . Однако последний вариант периодизации, на наш взгляд, не совсем верно отражает действительную хронологию событий в истории тибетской медицины. Здесь можно согласиться с тем, что 1-й этап является мифологическим, или легендарным, но нельзя согласиться с выделением 2-го этапа как аюрведического, поскольку эти два этапа развития медицинских знаний в Тибете, к примеру у Деси Сангье Гьяцо (1653-1705), описаны по древнеиндийским мифам и легендам [Деси Сангье Гьяцо 2013]. Мифология, к слову сказать, составляла основу не только тибетской медицинской историографической традиции, а всей ранней истории Тибета. Отчасти это объясняется той ключевой ролью, которую индийский буддизм играл в истории развития тибетской культуры.

Анализ сведений тибетских источников о так называемом заключительном этапе показывает, что по времени он совпадает с эпохой Средних веков европейской истории, по аналогии с которой и в тибетской медицинской историографии четко прослеживаются периоды раннего (V-X вв.), развитого (XI-XV вв.) и позднего Средневековья (XV-XVII вв.).

Ранний период истории тибетской медицины (V-X вв.) представляется хронологически самым спорным. В целом ранний период характеризуется приглашением в Тибет врачей из прилегающих стран, первыми переводами текстов в области медицины. К сожалению, до наших дней дошли лишь названия этих сочинений. За этот период не были созданы оригинальные тибетские медицинские тексты, или, по крайней мере, они не сохранились. Так, согласно тибетской историографии, первые ростки аюрведических знаний стали проникать в Тибет начиная с правления тибетских царей династии Ярлунг - предположительно при царе Лха Тотори Ньенцене (V в.) или Намри Сонцене, отце Сонцена Гампо (гг. пр. 617-650) - основателя тибетской империи [Деси Сангье Гьяцо 2015]. Следует заметить, что среди исследователей древней истории Тибета нет единого мнения о дате жизни всех царей Ярлунгской династии [Кычанов, Мельниченко 2005: 22-28]. Однако начало письменно зафиксированной истории медицины ряд ученых связывают с конкретными историческими фактами: появлением письменности во времена правления Сонцена Гампо и приездом в 641 г. китайской принцессы Вен Ченг, ставшей супругой этого тибетского царя.

О первоначальном процессе ознакомления древних тибетцев с медицинскими традициями других стран свидетельствует, например, приглашение ко двору Сонцена Гампо трех врачей: индийского Бхарадхваджа, китайского Хенгвен Хангде, персидского Галено. Каждый из них перевел на тибетский язык сочинения своих медицинских традиций. По всей видимости, Сонцен Гампо, не удовлетворившись этим, издал распоряжение, согласно которому названные три врача написали новое семитомное сочинение под названием «Неустрашимое оружие» и преподнесли царю. Сочинение не сохранилось, однако в традиции считается, что именно данный коллективный труд, сочетающий в себе медицинские традиции трех стран, послужил базой для дальнейшего развития и распространения медицинских знаний в Тибете.

Существует также мнение, что приглашенные Сонценом Гампо врачи в действительности не являлись историческими персонажами, а их имена отождествляются с медицинскими традициями, которые они представляли. Имя Галено в данной интерпретации ассоциируется с именем известного греческого врача II в. Галена, что говорит об отголосках греческого медицинского влияния,

достигших Тибета во времена царских династий УП-К вв. через арабские завоевания Персии [Веск№И;Ь 1979].

Активная переводческая деятельность с приглашением иностранных врачей продолжилась и во времена последующих царей Ярлунгской династии. Наибольшим подъемом культурной и политической жизни Тибета характеризуется время правления царя Трисонга Децена (гг. пр. 755-797). Он, являясь приверженцем буддизма, активно способствовал его распространению и потому, наряду с врачами, приглашал знаменитых учителей из сопредельных стран. По решению Трисонга Децена началось строительство буддийского монастыря Самъе (775-779). Открытие этого монастыря принимается тибетской историографией за первоначальное официальное признание буддизма в качестве государственной религии. В это же время, согласно тибетским источникам, был установлен титул ламена (Ыа £шаи), носителей которого, наряду с предоставлением земель и унаследованием прав потомственных врачей, освобождали от воинских обязанностей. Тогда же был издан «указ из тринадцати пунктов» о почитании врачей, отражающий историческую действительность этого периода, и указывающий на отношение Трисонга Децена к медицине. Данный эдикт служит свидетельством возрастания социальной роли врачей, признания их государственной властью Тибета в VIII в.

После падения династии царей Ярлунг в IX в. патронат над медицинским обучением взяли на себя развивающиеся буддийские монастырские центры. По общепринятой в тибетской историографии традиции история буддизма в Тибете делится на два периода - ранний период распространения (VII в.) и поздний период распространения (X в.). В их основе лежат такие «события, как первоначальное распространение буддизма и его подавление царем Ландармой (гг. пр. 838-841), а также новое возрождение буддизма после гонений» [Пубаев 1981: 186]. Тибетские историки медицины считают, что сочинения и переводы, относящиеся к раннему периоду распространения, трактуются как старая медицинская школа, или школа ранних переводов, а произведения, созданные в поздний период распространения, рассматриваются как новая медицинская школа, или школа поздних переводов.

Но вместе с тем тибетские авторы считают традиционную периодизацию истории буддизма неприменимой к истории медицины. Деси Сангье Гьяцо приводит следующий довод: «Поскольку царь Ландарма разрушил основной фундамент буддийского учения - монашескую дисциплину пратимокши, то возник такой термин как "раннее и позднее распространение буддизма". Что же касается медицины, то начиная с царя Сонцена Гампо и до настоящего времени она развивалась, не переживая никакого периода упадка. Потому представляется, что в употреблении термина "раннее и позднее распространение" нет необходимости [с точки зрения медицинской традиции]» [Деси Сангье Гьяцо 2015: 54]. Велманг Кончок Гьялцен (1764-1853), как бы поясняя это утверждение Деси Сангье Гьяцо, пишет еще более конкретно: «Ландарма, при подавлении Дхармы, не стал разрушать лечебное дело, поскольку оно было необходимо ему самому» [МЫшап§ КопсИок Оуа^еп 1991: 240].

Если выше мы касались вопросов истории тибетской медицины раннего Средневековья (У-Х вв.), относящихся к раннему периоду распространения буддизма, отмечаемому историками как период единого централизованного феодального государства Тибета, то начало следующего периода, или позднего периода распространения буддизма, характеризуется распадом Тибета на ряд княжеств, или царств.

В период развитого Средневековья (Ш-ХГУ вв.) в условиях феодальной раздробленности ключевое место в истории новой медицинской школы заняли

представители Западного Тибета. Выдающимся представителем тибетских ученых на поприще медицинской науки данного периода был великий переводчик - лоцава Ринчен Санпо (957-1055). Именно он выполнил перевод «Аштанга-хридая-самхиты» Вагбхаты (IV в.), включенной в буддийский канон «Тенгьюр». Данный аюрведический текст сыграл очень важную роль в развитии медицины в Тибете. Современные исследователи отмечают большое влияние «Аштанга-хридая-самхиты на тибетский медицинский канон «Чжуд-ши», появившийся в течение следующего столетия. Многие исследователи признают, что именно к XII в. «Чжуд-ши», кодифицированный Ютокпой Йонтеном Гонпо Младшим (1126-1202) и его учениками, превратился в основной «коренной текст» медицинской традиции Тибета .

Тибетские буддийские деятели получали монастырское образование по так называемым пяти большим наукам: религиозно-философской системе буддизма, грамматике, логике, технологии искусств и медицине, а также по пяти малым наукам: поэзии, просодии, лексикологии, драме и астрологии. Создавая свои оригинальные труды, тибетские ученые не обходили вниманием и медицинскую науку: Сакья Дракпа Гьялцен (1147-1216), третий иерарх тибетской буддийской школы Сакья, написал «Сокровищницу царя» - о методах лечения, его племянник знаменитый Сакья-пандита (1182-1251) - «Важные аспекты восьми разделов медицины», а перу Ранджунг Дордже (1284-1339), третьего иерарха тибетской буддийской школы Карма Кагью, принадлежат «Собрание сути восьми разделов медицины» и «Океан названий лекарственных средств». И не удивительно, что в больших монастырях центрального и юго-западного Тибета начали создаваться специальные школы для медицинского обучения, такие как Шалу (XI в.), Сакья-мендонг (XII в.), а позднее - Цурпу (XIV в.) . За этот же период сформировались прославленные тибетские медицинские школы Ютокпа и Дранти.

В период позднего Средневековья (XV-XVII вв.) тибетская медицина практически полностью сложилась как медицинская система. Среди различных тибетских медицинских школ наиболее ярко выделились две школы: Джанг и Сур, которые оформились к XV в. в результате разветвления комментаторской традиции «Чжуд-ши». Их возникновение было обусловлено закономерной эволюцией тибетской медицины и вместе с тем ознаменовало принципиально новый этап развития медицинской науки, подготовленной предшествующими поколениями тибетских врачей.

Первой появилась линия преемственности врачей медицинской школы Джанг, которая стала ведущей в Джанг Нгамринге, древней столице Тибета (XV в.). Здесь были установлены правила по проведению устных медицинских экзаменов, а также разработаны принципы мнемотехники для запоминания «Чжуд-ши». Примерно на полстолетия позже в местности Латок Суркар сформировалась школа Сур - вторая из двух главных линий преемственности тибетской медицинской традиции. Школа Джанг получила свое название от имени основателя школы - Джанпа Намгьял Драксана (1395-1475), а зарождение школы Сур связывают с именем Суркарва Ньямни Дордже (1439-1475). Несмотря на «разницу в возрасте» и длительность их «раздельного» существования, сведения тибетских источников позволяют нам говорить об общем характере их развития. В школах не было явного стремления к утверждению превосходства какой-либо из них, не было особых доктринальных дискуссий между ними, представители этих школ обучались друг у друга.

В период между XVI-XVII вв. постепенно формируется стойкая тенденция к сближению двух школ. Если судить по характеру медицинских наставлений, то для школы Джанг типичен метод наставлений устной традиции ньенгью

(snyan brgyud), передаваемых лишь одному ученику или очень ограниченному кругу, а для школы Сур - медицинский цикл учений Юток-ньинтик. Но уже начиная с Суркарва Лодро Гьялпо (1509-1579?) с получением им наставлений школы Джанг практика подобного обмена опытом, вероятно, утвердилась. Она привела к заметной нивелировке традиций передачи медицинских знаний.

К началу XVII в., в период правления Далай-ламы V (1617-1682), работали несколько ключевых медицинских центров в районе Лхасы, в монастыре Дрепунг, Шика Самдуп Це и Лхаванг Чок. Здесь были установлены регулярные правила для медицинских экзаменов, были вырезаны ксилографы основных медицинских трактатов, в т.ч. и «Чжуд-ши». А уже к концу XVII в., с основания в 1696 г. медицинского центра Чакпори, Деси Сангье Гьяцо, в то время регент, единовластно управлявший Тибетом, без труда объединил эти школы и начал унификацию всех тибетских медицинских традиций. Следует отметить, что центр Чакпори функционировал в Лхасе в качестве медицинской академии до середины XX в. - вплоть до китайского вторжения в 1959 г.

В монастырских центрах продолжали появляться и другие медицинские школы. Под руководством крупного ученого Ситу Чойкьи Джунне в восточном Тибете были основаны школы в Дерге (конец XVII в.), Пелпунге (XVIII в.) и т.д. Появились школы в монастырях Каток, Кумбум и Лабран. Некоторые из них разработали свои учебные программы, несколько отличавшиеся от принятой в Чакпори, что вызывало дебаты и дискуссии между врачами.

Медицинская практика в Тибете не ограничивалась только представленными здесь школами, монастырскими учебными центрами. Врачебной деятельностью занимались также и буддийские йогины, мастера, практикующие тантру, медиумы, оракулы и представители добуддийской традиции бон.

В заключение отметим, что ранний этап развития тибетской медицины был по преимуществу периодом накопления медицинских знаний путем активного ознакомления и взаимодействия с разными традициями врачевания, особенно аюрведической, где особую роль сыграло распространение буддизма в Тибете. В последующие два периода совокупность полученных знаний и практически усвоенных навыков послужила основой для создания уникальной, собственно тибетской буддийской системы медицинских знаний, которая сохранилась до наших дней и широко практикуется.

Список литературы

Деси Сангье Гьяцо 2013. Кокбук: история медицинской науки Древней Индии (пер. с тиб. предисл., примеч., указатели, глоссарии Ю.Ж. Жабон). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН. Ч. I. 238 с.

Деси Сангье Гьяцо 2015. Кокбук: история медицинской науки Тибета (пер. с тиб., предисл., примеч., указ., глос. Ю.Ж. Жабон). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН. Ч. II. 398 с.

Кычанов Е.И., Мельниченко Б.Н. 2005. История Тибета с древнейших времен до наших дней. М.: Восточная литература. 351 с.

Пубаев Р.Е. 1981. Пагсам-чжонсан - памятник тибетской историографии XVIIIвека. Новосибирск: Наука. 307 с.

Beckwith C.I. 1979. The Introduction of Greek Medicine into Tibet in the Seventh and Eighth Century. - Journal of the American Oriental Society. No. 99. P. 297-313.

Dummer T. 1988. Tibetan Medicine and Other Holistic Health-Care Systems. London; New York: Routledge. 307 p.

Finckh E. 1975. Grundlagen tibetischer Heilkunde. Uelzen: Medizinisch Literarische Verlagsgemeinschaft. 107 p.

Gyatso J. 2004. The Authority of Empiricism and the Empiricism of Authority: Tibetan Medicine and Religion on the Eve of Modernity. - Comparative Studies of South Asia, Africa, and the Middle East. Vol. 24. Iss. 2. P. 83-96.

Kloos S. 2008. The History and Development of Tibetan Medicine in Exile. - The Tibet Journal. Vol. 33. No. 3. Autumn P. 15-49.

Rechung Rinpoche 1973. Tibetan Medicine. Berkeley: University of California Press. 340 p.

Tibetan Literature: Studies in Genre (ed. by J.I. Cabezon, R.R. Jackson). 1996. Ithaka, New York: Snow Lion Publication. 552 p.

Toru Tsenam 2009. Khro ru tshe rnam gyi gsung rtsom thor buphyogs bsgrigs. Bod ljongs mi dmang dpe skrun khang. 305 p.

Welmang Konchok Gyaltsen. 1991. Blab rang bkra shis "khyilgyi gdan rabs lha"i rnga chen. Kan su"u mi rigs dpe skrun khang. 577 p.

ZHABON Yumzhana Zhaltsanovna, Cand.Sci. (Hist.), Senior Research Fellow at the Centre of Oriental Manuscripts and Xylographs, Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian branch of Russian Academy of Sciences (6 Sakhjanovoj St, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670047; [email protected]);

VANCHIKOVA Tsymzhit Purbuevna, Dr.Sci. (Hist.), Professor, Principal Researcher at the Centre of Oriental Manuscripts and Xylographs, Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian branch of Russian Academy of Sciences (6 Sakhjanovoj St, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670047; [email protected])

TO THE HISTORY OF TIBETAN MEDICINE: MAIN STAGES OF ITS FORMATION AND DEVELOPMENT

Abstract. The article, basing on former unknown information from Tibetan medical works, analyzes the main stages of the history of formation and development of Tibetan medicine (7th-17th centuries). The main attention is given to the characteristics of the history of the early period. Fundamentally new is the division of the history of Tibetan medicine into the mythological period, the periods of early, developed and late Middle Ages. The authors conclude that each of these periods has its own characteristic features in the development of medical knowledge in Tibet. Keywords: history of medicine, Tibetan medicine, periodization, Tibet, sources

Медицина – это одна из важнейших сторон социальной жизни общества. Медицина как наука существует ровно столько, сколько существует человечество. Уровень развития медицинских знаний всегда напрямую зависел от уровня социально-экономического развития.

Сведения о начальных этапах становления медицины мы можем почерпнуть из древних рисунков и древних лечебных принадлежностей, которые были найдены археологами. Также информацию о медицине прошлых времён мы узнаём из письменных источников: произведений мыслителей Древней Греции и Древнего Рима, в летописях, былинах и думах.

На первых этапах становления медицины использовались в основном методы наблюдения. Первые диагнозы ставились после осмотра внешних проявлений болезни, в отличие, например, от современных стоматологов, которые могут поставить диагноз на основании ваших ощущений, если вы знаете всё о своей улыбке.

В разных точках мира медицина развивалась обособленно. В Китае уже в 770 году до н.э. существовала книга по медицине. Не смотря на то, что все методы и советы по лечению в этой книге в основном основывались на легендах и мифах, там всё же имелась подлинная информация о человеческом здоровье. Доподлинно известно, что в 5 веке до н.э. в Китае проводились даже хирургические операции с использованием первых форм современных методов хирургии.

В 618 году до н.э. врачи Древнего Китая впервые заявили о существовании инфекционных заболеваний, а в 1000 году до н.э. Китайцы проводили даже прививки от оспы.

В другой стране Азии, Японии, медицина развивалась не так успешно. Основные знания Японцы черпали из опыта китайской медицины.

Самый настоящий прорыв в медицине произошёл в Древней Греции. Здесь появились первые школы врачей, которые сделали доступным медицинское образование светским людям.

Именно благодаря деятельности одной из таких школ Гиппократ получил все свои знания о медицине. Роль этого мыслителя в становлении медицины нелегко переоценить. В его трудах объединяются все разрозненные накопленные сведения о лечении людей. Гиппократ выделил причины болезней. Основной причиной, по его мнению, являлось изменение соотношения жидкостей в организме человека.

Выводы Гиппократа стали основой современной практической медицины, а его описание хирургии приводит в удивление даже современных врачей. Гиппократ описал методы лечения, которая широко используются даже в наше время.

Разумеется, немало известных учёных внесли свой вклад в развитие медицины и после Гиппократа. Благодаря их труду, современная медицина достигла небывалых высот. Кроме того, для подготовки врачей используются современные технологии.

2. Становление советской медицины

Исторические события 1917 г. внесли разруху не только в политическую и экономическую сферы жизни. Они затронули и быт населения, и, конечно, общее состояние здоровья людей. В начале Советского периода, с приходом к власти большевиков и установлением нового режима, по стране прокатилась волна эпидемий холеры, тифа, оспы и других заболеваний. Ситуация усугубилась повсеместной нехваткой квалифицированных кадров, оборудования и медицинской техники, медикаментов. Было очень мало больниц, профилактических лечебных учреждений. Гражданская война оставила глубокий след в истории, принеся с собой разруху в промышленной деятельности страны, сельском хозяйстве. По стране прокатилась волна голода. В сельском хозяйстве не хватало не только посевного материала, но и топлива на сельскохозяйственную технику. Сообщение между населенными пунктами сократилось до минимума, воды не хватало даже для приготовления пищи и утоления жажды, не говоря уже о других бытовых потребностях. Города и сельская местность буквально «зарастали грязью», а это уже служило угрозой эпидемий. Герберт Уэллс, посетивший Союз в 1920 г., был в шоке от увиденного им по сравнению с тем, что он видел 6 годами раньше. Это была картина полного краха, страна, представшая его глазам, являла собой обломки великой империи, огромной разбитой вдребезги монархии, павшей под гнетом жестоких бессмысленных войн. На тот момент смертность возросла в 3 раза, рождаемость сократилась вдвое.

Только организованная система здравоохранения могла спасти страну от вымирания, помочь в борьбе с болезнями и эпидемиями. Такая система стала активно формироваться в 1918 г.

Для создания развитой структуры, которая могла бы эффективно обслуживать все слои населения, необходимо было соединить все виды ведомственной медицины под единым государственным контролем: земскую, городскую, страховую, железнодорожную и другие формы. Таким образом, формирование единой системы здравоохранения привлекало все больше людей и носило «собирательный характер» – буквально набирали с мира по нитке. Это «собирание» медицины проходило в несколько этапов.

Первый этап выпал на 26 октября 1917 г., когда был сформирован Медико-санитарный отдел. Создан он был при Военно-революционном комитете Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, возглавил его М. И. Барсуков. Главной задачей отдела было объединение и привлечение к работе всех врачей, признавших новую власть; также было необходимо в корне изменить медико-санитарное дело в стране и организовать квалифицированную помощь рабочим на предприятиях и солдатам в действующих войсках, а также находящимся в запасе.

Так как реформа должна была проводиться повсеместно, чтобы охватить больше площади, на местах стали создавать медико-санитарные отделы и врачебные коллегии. Задачи, стоявшие перед последними, носили общественный характер, поэтому 24 января 1918 г. Совет народных комиссаров подписал декрет о создании Совета врачебных коллегий. Этот совет стал высшим по значимости медицинским органом рабочего и крестьянского правительства. Главой органа стал А. Н. Винокуров, заместителями его назначили В. М. Бонч-Бруевич (Величкина) и И. М. Барсукова. Чтобы народ знал об активной работе Совета, 15 мая 1918 г. при Совете народных комиссаров РСФСР был выпущен первый номер «Известий советской медицины». Это была первая российская медицинская общедоступная публикация, которая затем выходила регулярно. Совет врачебных коллегий видел свою основную задачу в выполнении следующих условий: продолжении повсеместной организации медико-санитарных отделов, закреплении начатых реформ, касающихся преобразования военной медицины, укреплении, развитии санитарного дела и усилении эпидемического контроля по всей стране.

Однако, чтобы действовать в масштабах целой страны и объективно следить за результатами проведенной работы, необходимо было провести Всероссийский съезд представителей медико-санитарных отделов Советов. Съезд был проведен 16–19 июня 1918 г. На нем поднимались не только вопросы организации и работы Народного комиссариата здравоохранения, которые были важнейшими на тот момент, но и вопросы страховой медицины, вопрос о борьбе с эпидемиями, вопросы о задачах медицины на местах.

Результатом работы съезда стало принятие решения о создании Народного комиссариата здравоохранения, который должен был стать главным органом здравоохранения и ведать всем медико-санитарным делом. 26 июня 1918 г. был представлен проект создания Наркомздрава. 9 июля проект был опубликован и для широких кругов населения, a 11 июля Совет народных комиссаров подписал декрет «Об учреждении Народного комиссариата здравоохранения». Была создана первая коллегия Наркомздрава РСФСР, в которой были В. М. Величкина (Бонч-Бруевич), Р. П. Голубков, Е. П. Первухин, 3. П. Соловьев, П. Г. Дауге, а первым комиссаром здравоохранения назначили Н. А. Семашко. Первым его заместителем стал 3. Н. Соловьев. В июле 1936 г. Народный комиссариат здравоохранения по указу ВЦИКа и СНК был переименован в Народный комиссариат здравоохранения СССР. Первым его главой стал Г. Н. Каминский.

Н. А. Семашко

Николай Александрович Семашко (1874–1949 гг.) внес огромный вклад в развитие не только советской, но и мировой медицины.

Карьера Семашко начиналась не с блестящих успехов: он окончил Казанский университет, после чего 3 года проработал земским врачом в Орловской губернии, а затем и в Нижнем Новгороде. Революция в феврале 1905 г. закончилась для него арестом, тюремным заключением в течение 10 месяцев, а затем 10 летней эмиграцией во Франции, Швейцарии и Сербии. Летом 1917 г. в возрасте 43 лет вернулся в Москву с группой других эмигрантов. Принимал участие в медицинском обустройстве страны с момента возникновения идеи о создании государственной системы здравоохранения: сначала возглавил медико-санитарный отдел Московского Совета, а позже стал первым народным комиссаром здравоохранения РСФСР. Он управлял Наркомздравом на протяжении 11 лет, в тяжелейшие для страны годы, когда шла кровопролитная Гражданская война, в Союзе бушевали эпидемии. Он принимал участие и в разработке противоэпидемических программ, серьезно заявил о необходимости создания программы охраны материнства и детства и о необходимости развития советской медицины путем усовершенствования и расширения сети научно-исследовательских институтов. При нем стало интенсивно развиваться санитарно-курортное дело, преобразовалась система высшего медицинского образования.

Н. А. Семашко внес огромный вклад в развитие гигиены в СССР, открыв в 1922 г. кафедру социальной гигиены на медицинском факультете МГУ. Сам он был заведующим этой кафедры на протяжении 27 лет.

В 1927–1936 гг. было создано и выпущено первое издание Большой медицинской энциклопедии, инициатором создания которой был Н. А. Семашко. С 1926 по 1936 гг. он возглавлял детскую комиссию ВЦИК.

Особенно много сил он положил на изучение санитарной и гигиенической обстановки после войны. Н. А. Семашко стал одним из создателей и одним из первых академиков и членов президиума АМН СССР. Был директором Академии педагогических наук с 1945 по 1949 гг. С 1945 г. носил звание академика Академии педагогических наук РСФСР. Он же стал основателем Института организации здравоохранения и истории медицины АМН СССР, после его создания руководил им с 1947 по 1949 гг. Институт этот долго потом носил его имя, позже его переименовали в Национальный НИИ общественного здоровья РАМН.

Николай Александрович Семашко, несмотря на большую ответственность, лежащую на его плечах, и большое количество занимаемых им должностей, успел оставить свой след и в развитии физической культуры и спорта, так как стал первым председателем организации, ведающей этой областью медицины, а также возглавлял правление Всесоюзного гигиенического общества (1940–1949 гг.).

Всю свою жизнь он писал научные труды и работы, которых насчитывается более 250. Все они были посвящены теоретическими, организационным и практическими вопросами гигиены и здравоохранения в целом, чем заслужил себе бессмертную память в народе.

3. П . Соловьев

Зиновий Петрович Соловьев (1876–1928), помимо занимаемых им высоких должностей в сфере здравоохранения, известен тем, что в 1925 г. стал инициатором создания на берегу Черного моря детского оздоровительного Всесоюзного пионерского лагеря «Артек», который существует по сей день. Оставил после себя много научных работ, в которых поднимал вопросы и активно разрабатывал программы по преодолению трудностей в развитии медицинского дела и высшего медицинского образования в СССР.

Г. Н. Каминский

Григорий Наумович Каминский (1895–1938) до того, как был назначен первым наркомом здравоохранения СССР, 2 года занимал пост наркома здравоохранения РСФСР (1934–1935 гг.) и СССР (1935–1937 гг.). Он был организатором Всесоюзной государственной санитарной инспекции. В 1935 г. по его разработкам была принята программа по улучшению медицинского обеспечения и обслуживания города и сельского населения. Он способствовал переводу химико-фармацевтической промышленности в ведомство наркомздрава РСФСР. Глубокий след он оставил в развитии медицины как науки и в медицинском образовании, он же стал одним из организаторов ВНЭМ в Москве и Ленинграде.

Отдельную благодарность Г. Н. Каменскому можно было вынести за содействие в организации первых международных конгрессов.

Однако деятельность его на государственном поприще была недолгой, период его активной работы составил всего 4 года, так как 25 июня 1937 г. он был арестован и расстрелян, после того как выступил на Пленуме ЦК ВКП(б) с осуждающей речью в адрес политики репрессий, с ним были арестованы и расстреляны многие из его соратников. Позже они все были посмертно реабилитированы.

Ещё в древние времена, в самой ранней стадии существования человека, наблюдались знания о врачевании в самых примитивных формах. Тогда же зародились и гигиенические нормы, которые с течением времени постоянно изменялись. В процессе накопления опыта и знаний люда закрепляли медицинские и гигиенические нормы в форме обычаев и традиций, которые способствовали защите от заболеваний и лечению. Впоследствии это область врачевания переросла в народную медицину и .

Изначально, как правило, в процессе врачевания применялись различные силы природы, такие как солнце, вода и ветер, а так же немаловажными оказались эмпирические лекарственные средства как растительного, так и животного происхождения, которые находили в дикой природе.

Всевозможные заболевания изначально представлялись первобытными людьми, как некие злые силы, проникающие в человеческое тело. Подобные мифы возникали из-за беспомощности людей перед силами природы и дикими животными. В связи с подобными теориями о развитии заболеваний были предложены и соответствующие “магические” приёмы их излечения. В качестве лекарственных средств применялись заклинания, молитвы и многое другое. Знахарство и шаманство возникло, как основа психотерапии, способной оказывать благотворное влияние на людей хотя бы потому, что они искренне верили в действенность данных мер.

Дошедшие до наших времен письменные памятники и другое наследие прошлого доказывает тот факт, что деятельность врачевателей была строго регламентирована, что касалось как способов осуществления благотворного воздействия, так и размеров гонораров, которые мог потребовать целитель за свои услуги. Интересным оказывается тот факт, что наряду с мистическими средствами, применялись и достаточно обыденные на сегодняшний день лекарственные травы и целебные средства, которые остаются действенными и даже иногда могут применяться в современной медицине.

Стоит отметить, что ещё в древности существовали общие правила личной гигиены, а так же применяемой гимнастики, водных процедур и массажа. Кроме того в случае сложных заболеваний могла применяться даже трепанация черепа, а так же кесарево сечение в случае сложных родов. Огромное значение имеет народная медицина в Китае, где она и по сей день остаётся, наряду с традиционной, и насчитывает более двух тысяч лекарственных средств. Однако большинство из них сегодня уже не применяется.

Дошедшие до современных историков письмена доказывают наличие обширных знаний лекарей Средней Азии, живших в первом тысячелетии до новой эры. Именно в этот период возникают зачатки знаний в таких областях, как анатомия и физиология человеческого тела. Возникали и многочисленные предписания, которые существуют и в настоящий момент, относительно беременных женщин и кормящих матерей, а так же гигиены и семейной жизни. Основной направленностью древней медицины было предупреждение заболеваний, а не их исцеление.

Возникли домашние врачи, обслуживающие богатых и знатных людей, а так же странствующие и общественные врачи. Последние занимались безвозмездными услугами, направленными на предотвращение вспышек эпидемий. Стоит отметить возникновение таких школ, как:

  1. Кротонская , основным научным трудом основателя которой стало учение о патогенезе. Оно основывалось на лечении, согласно которому противоположное лечили противоположным.
  2. Книдоская , являвшаяся основоположником гуморального врачевания. Представители этой школы считали заболевания нарушением естественного процесса смещения жидкостей в организме.

Наиболее известным является учение Гиппократа, который существенно опередил своё время в понимании гуморального излечения заболеваний. Он обозначил наблюдение больного у постели крайне важным мероприятием, на чём собственно и строил своё понимание медицины. Выделив её, как науку натурфилософии Гиппократ недвусмысленно ставил на первый план в профилактике заболеваний образ жизни и гигиену. Кроме того он обосновал и описал необходимость индивидуального подхода к лечению каждого конкретного больного.

В третьем веке до нашей эры были так же описаны и первые понимания человеческого мозга. В частности Герофил и Эрасистрат привели доказательства, подтверждающие факт работы мозга, как органа мышления. А кроме этого было описано и строение головного мозга, его извилин и желудочков и различия нервов, отвечающих за органы чувств и двигательные функции.

А уже во втором веке новой эры, представитель Малой Азии – Пергама обобщил все имеющиеся сведения относительно каждой, из существовавшей на тот момент области медицины и пониманий о строении человеческого тела. В частности он разбил медицину на такие разделы, как:

  • Анатомия
  • Физиология
  • Патология
  • Фармакология
  • Фармакогнозия
  • Терапия
  • Акушерство
  • Гигиена

Помимо того, что он создал полноценную систему медицинских знаний, он так же очень много в неё привнёс. Он первый начал проводить опыты и исследования на животных, а не на живых людях, что принесло с собой весьма существенные изменения в понимании медицины в целом. Именно Пергам обосновал необходимость знания анатомии и физиологии, как научной основы в диагностики, терапии и хирургии. На протяжении многих веков несколько видоизменённый труд данного автора применялся как основа для всех врачевателей. Стоит отметить, что он даже был признан церковью и священнослужителями.

Своего расцвета медицина достигла в древнем Риме, где создавались акведуки, канализация и бани, а так же зародилась военная медицина. А Византия отличилась созданием крупных больниц, обслуживающих рядовое население. В это же время в Европе возникают карантины, лазареты и монастырские больницы, который объясняются бушующими .

Феодальное древнерусское государство отметилось достаточно широко распространёнными лечебниками, содержащими наставления, согласно которым выполняли свои функции практически все лекари. В частности он подразделял врачей на более узких специалистов, таких как костоправы, бабки-повитухи и другие. В частности существовали врачи, избавляющие от геморроя, венерических заболеваний, а так же от грыж, ревматизма и многого другого.

Социальная медицина имеет глубокие исторические корни. В разные периоды истории как отечественные, так и зарубежные авторы давали разное ее толкование. Это происходило в том числе в связи с идентификацией решаемых проблем, профессиональной принадлежностью авторов и другими обстоятельствами. При этом имели значение особенности истории и национальные традиции.

Данную науку в англоязычных странах чаще называют "общественным здоровьем" или "общественным здравоохранением", франкоязычных – "социальной медициной", в США ранее, чем в других странах, ее стали обозначать как "медицинская социология".

На протяжении последних ста лет название данного раздела медицины, отражавшего социально-политические, экономические и медико-организационные проблемы общества, неоднократно менялось. Это наглядно демонстрирует переименование соответствующих кафедр в медицинских образовательных учреждениях России на протяжении всего периода их существования, которые являлись основным звеном не только образования, но и научных исследований в данном разделе медицины.

В настоящее время на смену таких ее названий, как "социальная гигиена", "социальная гигиена и организация здравоохранения", "социальная медицина и организация здравоохранения" пришло обозначение "общественное здоровье и здравоохранение".

История становления социальной медицины как одного из направлений медицины насчитывает не одно столетие. В течение многих веков медицина концентрировалась на отдельном больном и на том, каким образом врачеватель мог помочь ему восстановить здоровье или достигнуть гармонии с окружающей средой.

Взаимосвязь между здоровьем человека и окружающей средой признавалась уже в Древней Греции. Еще Гиппократ написал книгу "О воздухе, воде и местности".

В XVIII в. немецкий деятель по общественному здравоохранению Иоганн Питер Фрэнк опубликовал 6-томный труд об основных направлениях политики в области здравоохранения, в котором рассматривались многие аспекты жизни человека в обществе.

В 40-х гг. XIX в. немецкий патолог Рудольф Вирхов провозгласил медицину социальной наукой, он утверждал, что медицина должна способствовать основной социальной реформе.

Бурное развитие социальная медицина (в сегодняшней терминологии) получила во второй половине XIX в. В этот период специалисты проявляли интерес к изучению социальных условий и факторов по отношению к здоровью человека. Были созданы предпосылки для возникновения общественной, социальной составляющей гигиены как науки. При этом необходимо подчеркнуть, что собственно гигиена и ее отрасли занимаются изучением определенных объектов внешней окружающей среды, влиянием атмосферного воздуха, воды, почвы, производственных условий, условий воспитания и обучения и др.

Именно в России в этот период под влиянием общественного движения, земской и фабрично-заводской реформ впервые формировались основы общественной гигиены как науки и учебной дисциплины об общественном здоровье и управлении им, которая в начале XX в. была конституирована как социальная гигиена. В отечественной литературе термин "социальная гигиена" был применен русским социал-гигиенистом В. О. Португаловым в работе "Вопросы общественной гигиены" (1873).

В это время социал-демократические и другие партии и движения выявляли и показывали тяжелые условия жизни рабочих, подрывающие здоровье и укорачивающие их жизнь. Данные земской и фабрично-заводской статистики, изучение исследователями того времени условий труда и быта представляли множество доказательств неблагоприятного влияния на здоровье трудящихся условий труда, быта, образа жизни.

Это явилось основанием для включения в программы партий и политических движений того исторического периода определенных мер государства в борьбе за здоровье населения путем обеспечения доступного и бесплатного медицинского обслуживания, искоренения так называемых "социальных болезней" и других действий, направленных на улучшение здоровья населения, в первую очередь рабочих и крестьян.

Появилось движение "общественной медицины" (общество "социальных врачей"),

В этот период в отдельных высших учебных заведениях создавались курсы, учебные программы, лаборатории по обучению студентов основам общественной гигиены и превентивной (профилактической) медицины. Так, например, в 60-х гг. XIX в. в Казанском университете профессор А. В. Петров читал студентам лекции по общественному здоровью. В последующем подобные курсы были введены на медицинских факультетах университетов Петербурга, Киева, Харькова. А начало истории нашей науки и учебной дисциплины приходится на первые десятилетия XX в.

Немецкий врач Альфред Гротьян в 1898 г. опубликовал учебник по социальной патологии. В 1902 г. он читал лекции на тему "Социальная медицина", в 1903 г. стал издавать журнал по социальной гигиене. В 1920 г. им создана первая кафедра социальной гигиены в Берлинском университете. В дальнейшем подобные кафедры стали создаваться в высших учебных заведениях других стран Европы.

Социальная гигиена и пашей стране начала свое развитие с создания в 1918 г. Музея социальной гигиены Народного комиссариата здравоохранения РСФСР (директор – профессор А. В. Мольков), который в 1920 г. переименовывается в Государственный институт социальной гигиены Народного комиссариата здравоохранения РСФСР, ставший ведущим научно-организационным учреждением страны.

В 1922 г. при Первом Московском университете парком здравоохранения РСФСР Н. А. Семашко организовал первую кафедру социальной гигиены с клиникой профессиональных болезней, а в следующем, 1923 г., заместитель наркома здравоохранения З. П. Соловьев создал кафедру социальной гигиены при Втором Московском университете.

В дальнейшем аналогичные кафедры начали открываться и в других вузах. Возглавили их известные ученые и организаторы здравоохранения тех лет: З. Г. Френкель (Ленинград), Т.Я. Ткачев (Воронеж), А. М. Дыхно (Смоленск), С. С. Каган (Киев), М. Г. Гуревич (Харьков), М. И. Барсуков (Минск) и др. К 1929 г. кафедры социальной гигиены были созданы во всех медицинских вузах страны.

В 1941 г. кафедры социальной гигиены были переименованы в кафедры организации здравоохранения. В это время сворачивает свою работу Государственный институт социальной гигиены, который только после Великой Отечественной войны в 1946 г. воссоздан как Институт организации здравоохранения.

В 1950-е гг. в научном сообществе разворачивается дискуссия о социально-гигиенических проблемах. В дальнейшем (1966) кафедры и головной институт получают название социальной гигиены и организации здравоохранения, т.е. произошло объединение двух предыдущих названий. Этот процесс способствовал расширению спектра социально-гигиенических исследований.

Развитие социальной гигиены в советское время было напрямую связано с задачей кардинального изменения системы здравоохранения. Поднять уровень и улучшить качество общественного здоровья – вот основная цель, к которой все годы существования советского государства шла социальная гигиена, несмотря на серьезные трудности, преграды, а порой и драматические события.

Высокая оценка построения системы советского здравоохранения, в создание которого бесспорный вклад внесли представители социальной гигиены, была дана Международной конференцией ВОЗ в Алма-Ате в 1978 г.

Большой вклад в развитие социальной гигиены и организации здравоохранения во второй половине XX в. внесли З. Г. Френкель, Б. Я. Смулевич, С. В. Курашов, Н.А. Виноградов, А. Ф. Серенко, С. Я. Фрейдлин, Ю. А. Добровольский, Ю. П. Лисицын, О. П. Щепин и др.

На рубеже XX и XXI столетий в связи с перестроечными процессами, а затем и коренными социально-экономическими и политическими переменами, включая сферу здравоохранения, перед социальной гигиеной и организацией здравоохранения в Российской Федерации встали новые задачи, касающиеся в первую очередь перехода системы здравоохранения на страховые основы в условиях создания рыночной экономики.

В эти годы усугубились проблемы, связанные с ухудшением состояния здоровья населения, так как значительно снизилось качество жизни людей. Свидетельством этому стали, в частности, возросшие показатели заболеваемости, смертности и инвалидности от так называемых социально значимых заболеваний, уменьшение средней продолжительности жизни населения.

Данные вопросы потребовали от социальной гигиены и организации здравоохранения разработки и научного обоснования комплекса мероприятий по модернизации системы охраны здоровья населения, включающего как стратегические, так и тактические задачи.

В 1991 г. Всесоюзное совещание по вопросам преподавания учебной дисциплины "Социальная гигиена и организация здравоохранения" рекомендовало переименовать дисциплину в "Социальную медицину и организацию здравоохранения".

Формированием новых экономических отношений, необходимостью реформы здравоохранения в 1990-е гг. была обусловлена организация в медицинских вузах также кафедр страховой медицины, экономики и управления здравоохранением, а головной институт получил название Научно-исследовательский институт социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им.

Н.А. Семашко (директор – академик Российской академии медицинских наук О. П. Щепин).

Не касаясь политических событий, необходимо отметить, что 1991 г. стал началом нового этапа в развитии социальной медицины. Это обусловлено тем, что в нашей стране социальная работа была конституирована как новый вид профессиональной деятельности.

С этого времени начался активный процесс создания факультетов социальной работы во многих вузах страны различного профиля. В этой связи потребовалась в первую очередь разработка программно-методического обеспечения медицинских основ социальной работы. Такая работа проводилась в медицинских вузах, которые первыми открыли факультеты социальной работы в Архангельске, Казани, Курске и других городах. В государственный образовательный стандарт по направлению подготовки "Социальная работа" (стандарт второго поколения) в 2000 г. была включена учебная дисциплина "Основы социальной медицины".

Значительный вклад в подготовку программно-методического обеспечения изучения дисциплины, а также разработку научных и организационно-методических основ медико-социальной работы выполнила первая кафедра социальной медицины в системе образования в области социальной работы, основанная в 1992 г. в Институте молодежи (в настоящее время – Московский гуманитарный университет). Организатором и первым заведующим кафедрой стал А. В. Мартыненко (1992–2012).

В отношении системы медицинского образования необходимо отметить, что в 2000 г. кафедры социальной медицины и организации здравоохранения (а также с другими названиями) переименованы в кафедры общественного здоровья и здравоохранения, а головной институт – Научно-исследовательский институт социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н. А. Семашко – в 2003 г. переименован в Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья Российской академии медицинских наук (далее – РАМН).

Таким образом, в системе медицинского образования учебная дисциплина получила название "Общественное здоровье и здравоохранение", а в системе социального образования – "Основы социальной медицины". Дисциплины изучаются по отдельным самостоятельным программам с учетом целей и задач подготовки кадров по соответствующим направлениям.

Особенностью настоящего этапа развития социальной медицины в Российской Федерации является исследование, наряду с общепринятыми направлениями, новых проблем – проблем становления медико-социальной работы как компонента социальной медицины прикладного характера, разработки современных технологий социальной работы в различных областях охраны здоровья населения, взаимодействия социальных работников со специалистами смежных профессий при оказании медико-социальной помощи населению.



© 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух