Богиня мут сохмет. Свидание с Мут-Сохмет - pharmateacher — LiveJournal. Священные животные, атрибуты

Богиня мут сохмет. Свидание с Мут-Сохмет - pharmateacher — LiveJournal. Священные животные, атрибуты

27.12.2021

Эрмитажная коллекция древнеегипетских памятников, насчитывающая около 7500 предметов, невелика по сравнению с собраниями Лувра, Британского музея или музея Метрополитен однако она охватывает все основные периоды истории Египта и включает ряд интересных и важных вещей от додинастики (4-е тысячелетие до н. э.) до времени римского господства. История ее своеобразна, поскольку изначально в Эрмитаже не проявлялся интерес к древневосточным, в частности египетским, Академия наук в 1825 году приобрела коллекцию Франческо Кастильоне (около 1200 памятников), на основе которой был создан Египетский музеум в составе Кунсткамеры. В Эрмитаже в это время находилось лишь несколько случайных египетских предметов и около 250 скарабеев, купленных у того же Кастильоне. После открытия в 1852 году здания Нового Эрмитажа как универсального публичного музея, в него была передана большая часть памятников из Египетского музеума, собрание которого к этому времени заметно пополнилось за счет даров и приобретения вещей из частных коллекций; в 1881 году были переданы остальные памятники из Кунсткамеры.



Огромная храмовая статуя богини Мут-Сохмет, высеченная из черного гранита, входит в галерею шедевров эрмитажного собрания. Сохмет величаво сидит на кубообразном троне с высокой спинкой. Первоначально голову богини венчал солнечный диск со священной коброй. Грива львицы плавно переходит в пряди трехчастного парика. Тонкий стан Сохмет, затянутый в узкое, облегающее тело платье, торжественно выпрямлен. Руки богини спокойно лежат на коленях, в левой - знак жизни "анх" в виде большой петли, завязанной бантом. Спереди на троне вырезаны два столбца иероглифической надписи, содержащие титулатуру царя Аменхотепа III. Сохмет (буквально "Могучая") занимала почетное место среди богов. Грозная львица почиталась как богиня палящего солнца и ярости войны и считалась дочерью бога Ра. В ее власти было напустить на людей болезни и излечить от них. Она была покровительницей врачей


Статуя богини Мут-Сохмет Древний Египет Середина XIV в. до н.э. Новое царство, XVIII династия гранит Храм Мут-Сохмет в Фивах

В связи с перенесением во II тысячелетии до н.э. столицы Древнего Египта из Мемфиса на юг в Фивы, богиня Сохмет была отождествлена с местной Мут (древнеегипетск. "мут" - мать), изображавшейся как коршуница. Фиванская Триада божеств включала бога Амона-Ра, его супругу Мут-Сохмет и их сына - бога луны Хонсу. Местом пребывания этой Триады считался комплекс в Фивах, который в наши дни называют Карнакским храмом. Статуя происходит из храма Мут-Сохмет, первоначально украшенного 574 двухметровыми изображениями богини. Известный русский путешественник, писатель А.С. Норов (1795-1869) нашел эту статую Мут-Сохмет в руинах святилища и купил ее. Высота изваяния достигает двух метров. Сотрудники музея уверяют, что на коленях статуи может появляться кровь, как предзнаменование тяжелых событий в жизни страны. Последний раз работники Эрмитажа наблюдали это в 1991 году, в преддверии распада СССР.


Градоначальник Аменемхеб с женой и матерью Древний Египет Конец XIV - начало XIII вв. до н.э. Новое царство, XVIII - XIX династия гранит Гробница Аменемхеба в Дра Абу эль-Нага Фиванского некрополя Поступил в 1852 г. Дар М. Лейхтенбергского

Изображение градоначальника Фив с женой и матерью - единственная в Эрмитаже монументальная семейная группа Нового царства. Она представляет постамарнское искусство времени правления преемников царя-реформатора Эхнатона или более позднее. Из одного блока серого гранита высечены три сидящие на скамье фигуры с большими головами в париках. В центре представлен, судя по иероглифической надписи на одежде, "верховный писец царя, любимый им... начальник житниц Амона, покойный князь Города (т.е. Фив), Аменемхеб, рожденный Кало". На нем характерное для этого времени парадное одеяние - рубашка с широкими в складках рукавами и длинный передник.


Градоначальник Аменемхеб с женой и матерью деталь Древний Египет Конец XIV - начало XIII вв. до н.э. Новое царство, XVIII - XIX династия гранит Гробница Аменемхеба в Дра Абу эль-Нага Фиванского некрополя Поступил в 1852 г. Дар М. Лейхтенбергского

По правую руку Аменемхеба сидит его мать - "певица Амона, госпожа дома, покойная Кало...". По левую руку градоначальника Фив - его жена, верховная жрица храма богини Хатхор, "певица Амона", "покойная Таисеннеферт". Женщины обнимают Аменемхеба за плечи - жест, передающий родственную привязанность. Согласно традиции, все три широких, круглых, чуть уплощенных лица совершенно одинаковы. Чтобы передать складки тонких прозрачных плиссированных тканей нарядных одежд, резчики используют глубокую гравировку, разрушая цельность поверхности камня. Гробница градоначальника Аменемхеба находится в Дра Абу эль-Нага на западном берегу Нила в Фивах. На скульптурной группе сохранились тексты, восходящие к "Книге мертвых".


Стела Ипи Древний Египет Вторая половина XIV в. до н.э. Новое царство, XVIII династия известняк

Стела "царского писца", "опахалоносца по правую руку" царя Тутанхамона, "великого управителя царского хозяйства" Ипи - одно из самых ярких произведений древнеегипетской пластики в собрании Эрмитажа. Почти всю поверхность известняковой плиты занимает сцена поклонения сановника Ипи статуе бога бальзамирования и покровителя умерших Анубиса. Слева на троне восседает шакалоголовый Анубис. Одеяние бога перехвачено поясом, шея украшена двойным ожерельем. Правой рукой Анубис держит за петлю знак жизни "анх", левую - с жезлом "уас" - протягивает навстречу идущему к нему Ипи. Ипи изображен в сложном парадном одеянии - рубахе с широкими рукавами и длинном переднике. Жест поднятых в молитве рук типичен для изображений адорантов (фигурка человека, изготовляемая из мягких пород камня , устанавливавшаяся в храме для того, чтобы молиться за поставившего её человека). Различная трактовка образов Анубиса и человека подчеркивает, что Ипи стоит перед божеством. Фигура Ипи гораздо более тонко моделирована, а фигура Анубиса традиционно плоскостна, рисунок ее контуров графичен и сух. Перед статуей бога мертвых - жертвенник с сосудом для ритуальных возлияний и два связанных бутона лотоса. На стеле прекрасно сохранилась первоначальная раскраска продержавшиеся на камне более двух тысячелетий и выполненная, согласно канону, минеральными красками. В цветовом решении фигуры Анубиса преобладают характерные для божеств цвета - синий и зеленый, краски для которых получали из ляпис-лазури и малахита. Надписи стелы содержат жертвенную формулу, имя и титулы Ипи.


Кратериск Египет I-V вв. стекло выдувание поступил из собрания Голицына.


Статуя царицы Клеопатры Древний Египет I в. до н.э. Династия Птолемеев базальт Поступила в 1929 г. из дворца в Петергофе.

Клеопатра Седьмая — одна из знаменитейших личностей античного мира. Ей выпала роль царствовать более двадцати лет и стать последней царицей Египта. Она вошла в историю благодаря своему женскому обаянию и любовной связи с Юлием Цезарем и Марком Антонием. От них обоих у нее были дети. Трагическая гибель царицы добавила ее образу романтичный ореол, который остается с ней на протяжении тысячелетий. Статуя царицы украшает зал Эрмитажа. Статуя царицы Клеопатры - уникальнейший шедевр, который является жемчужиной коллекции.


Статуя царицы Клеопатры Древний Египет I в. до н.э. Династия Птолемеев базальт Поступила в 1929 г. из дворца в Петергофе

Постоянная экспозиция отображает главные вехи развития культуры Древнего Египта. Старое царство представлено фрагментами настенных рельефов из гробниц знати 5-6 династий, а также культовые вещи — стелы, деревянные фигурки слуг, частные статуэтки. Новое царство характеризуют скульптуры, стелы, предметы художественного ремесла.

Оскуднение гробниц по части рельефных изображений последовавшее в конце Древнего царства привело к распространинию стел - каменных плит с гробничными изображениями, главным образом сцен трапезы. Канонические надписи содержащиеся на стелах включают так называемую "жертвенную формулу" иногда "формулу обращения к живым", имена и титулы владельцев стел и их близких, нередко изображаемых вместе с ними на памятниках.

Стелы были не только принадлежностью гробницы. Их помещали в храмы посвящённые различным богам. Так огромное количество стел Среднего царства происходит из Абидоса - места культа бога мертвых Осириса. В этом городе каждый египтянин хотел иметь свой памятник заупокойного назначения - будь то стела, статуя, статуэтка или небольшое подобие жертвенной капеллы.



Боги Древнего Египта. Осирис и Исида Осирис - владыка загробного мира. Исида с Хором.


Статуя бога Осириса

Оси́рис— бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии. Иногда Осирис изображался с головою быка. Царствуя над Египтом, Осирис научил людей земледелию, садоводству и виноделию, но был убит своим братом, богом Сетом, желавшим править вместо него. Жена Осириса, его сестра Изида, нашла его труп и стала оплакивать его вместе со своей сестрой Нефтидой. Ра, сжалившись, посылает шакалоголового бога Анубиса, который собрал рассыпавшиеся (а по другому варианту — разрубленные Сетом) части Осириса, набальзамировал тело и запеленал его. Исида же в виде соколицы опустилась на труп Осириса и, чудесным образом зачав от него, родила сына Гора. Гор и зачат и рожден для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца. В то же время он считает себя и единственным законным наследником последнего. После длительной тяжбы Гор признается правомочным наследником Осириса и получает царство. Он воскрешает Осириса, дав ему проглотить свое око. Однако Осирис не возвращается на землю и остается царем мертвых, предоставляя Гору править царством живых.

Сехмет (Сохмет; Сахма, Сахми, Сахма, Сахме, Сехме) — в египетском пантеоне богиня разрушительной энергии Солнца (жары), войны, исцеления и лекарей, защитница людей, покровительница царей. Отождествлялась с пылающим глазом Ра, или исходящими силами Солнечной энергии.

Жена одного из богов демиургов , мать Нефертума бога растительности и Имхотепа. Входит в Мемфискую божественную триаду: Птах, Сехмет, Нефертум — им посвящен храм на севере Карнака.

Изображалась в виде стройной женщины с головой львицы и солнечным диском на ней. Иногда изображалась с горящими стрелами. В других версиях ее атрибутам также выступают крест жизни «Анкх», скипетр «Уадж» в форме стебля папируса — символ вечной жизни, меч — оружие войны с врагами богов.
Ей присущи такие качества как суровость, сила, воинственность, агрессивность, целенаправленность, собранность. Ее главным животным как это вытекает из образа была львица — еще один символ огня.

Божественные функции согласно древним представлениям:

  1. Являет собой силу контроля разрушительных влияний духовного начала, которая противостоит тьме. Сехмет не только направляет карающую длань, но и нейтрализует деструкцию. В мифах описываются ее воинственные черты.
  2. Защитница людей.
  3. Исцеляющая роль в виде уничтожения и борьбы с врагами (внешними и внутренними). Считается покровительницей врачей, жрецов-целителей. Была помощницей в барке в сражениях со змеем-разрушителем Апопом.

Энергетический канал Сехмет

Силы, которые дает этот канал:

  • Является женским каналом.
  • Помогает стать сильнее физически и морально. Это будут чувствовать окружающие и относиться с уважением или страхом к такой женщине в зависимости от наклонностей.
  • Особенно полезной такая энергия окажется женщинам, выполняющим мужские обязанности (солдаты, силовые структуры, полицейские, юристы, судьи и другие профессии).
  • Канал с одной стороны помогает собраться, быть сдержанной, целенаправленной и активной, но при этом не терять своих ценных женских качеств.
  • Подходит женщинам, которые проходят сложный период одиночества или находящимся в разводе, матерям одиночкам, женщинам чьи мужья постоянно бесчинствуют.
  • Хорошо подойдет для развития многих качеств личности, если вы хотите их развивать, но в силу каких-либо причин не имеете. Взращиваются качества: сосредоточенность, активность, сила, целеустремленность, определенность, рациональность, быстрое принятие решений, психологическая устойчивость.
  • Активизируются и раскрываются сакральный центр (Свадхистана-чакра), чакра солнечного сплетения (Манипура-чакра), горловой центр (Вишуддха-чакра).
  • Развивает грамотно поставленную, аргументированную речь, дисциплинирует мысли.

Возможные признаки соединения с каналом: интенсивная вибрация в теле, сгустки энергии в руках, нисходящая энергия сверху, наполнение энергией.

Дополнительная информация: Работает только с женщинами, предпочтителен для волевых, сильных и активных, пробивных личностей.

Подключение энергии происходит по технологии . Канал дается навсегда.

Культ Сехмет

Был распространен на всей территории Египта, однако главными центрами почитания и отправления молитв были Гелиополис и Мемфис. Храмы богине были расположены в Карнаке. Они строились на краю пустыни в местах обитания львиных прайдов. Отождествлялась со звездой Регул в созвездии Льва.
Во время эпидемии чумы фараон Аменхотеп III приказал изготовить семь сотен статуй богини, чтобы умилостивить ее гнев — прекратить болезни и смерть.
Праздником Сехмет считался день 7 января, который приходится на период увеличения солнечного дня. Часто отождествлялась с богиней Мут.
В одном из святилищ храма стоит одна из самых выразительных статуй Сехмет высотой чуть выше человеческого роста с солнечным диском наверху.

Эпитеты: «Могучая», «Великая», «Владычица пустыни», «Хозяйка жизни» — как владычица над болезнями и их исцелением.

Миф о неистовстве Сехмет

Богу Ра не понравилось, что люди ведут себя слишком своевольно — не почитают богов, убивают друг друга. Рассердившись вырвал он своё око из глазницы и запустил в сторону людей. В воздухе око Ра изменило свою форму и превратилось в богиню Сехмет. Эта богиня начала кровавую расправу над смертными, она убивала людей и пожирала их. Ра увидев это испугался, что может истребить она весь род людской.
Поранил он себя острым камнем, выпустил из себя кровь, смешал ее с крепким вином и вылил на землю. Сехмет летела мимо и увидела озеро крови, припала она к нему и стала пить, после чего уснула.

Важнейшая богиня-львица Древнего Египта

Сехмет поклонялись во все периоды истории Древнего Египта, включая греко-римскою эпоху.

Ее имя, которое можно перевести как «мощная», «могучая» или «могущественная», впервые появляется еще в «Текстах пирамид ».

В эпоху Нового царства ее распространенным эпитетом был такой - «Большая Сехмет, любимая Птахом». Ее самым важным культовым центром был Мемфис, где ей поклонялись как супруге Птаха и матери Нефертума.

В Новом царстве к Сехмет вернулась ее роль богини-матери. В этот же период впервые появляются сведения о связи между Сехмет и Мут, которая почиталась как «Великая богиня-мать» и супруга Амона . Вероятно, это произошло потому, что Фивы стали главным городом страны, возникла потребность идеологически связать между собой как новую и старую столицы, так и характерные для них религиозные традиции и верования. В конечном итоге культ Сехмет фактически полностью слился с культом Мут, одной из форм которой она стала.

Во времена Нового царства, Сехмет, главным образом, считалась агрессивным аспектом больших богинь: сначала Хатхор, затем Мут, и наконец Исиды.

В Последний период акцент вновь был сделан на ее разрушительной стороне. Сехмет появляется в различных текстах как уничтожитель врагов, а также как та, которую нужно успокаивать с помощью специальных ритуалов и празднеств, включающих в себя, как правило, употребление алкоголя (пива).

Египетская богиня войны, испепеляющая врагов фараона

Cехмет была тесно связана с Королевским саном. Она часто описывалась как мать Махеса , грозного бога-льва, который был покровителем фараона.

Поскольку Сехмет, как верили древние египтяне, выдыхала огонь на своих врагов, она была принята многими египетскими фараонами в качестве военной богини и символа их собственной власти в сражениях.

Фараон XIX династии Рамсес II (ок. 1279-1212 гг. до н.э.) утверждал, что Сехмет находилась вместе с ним в его боевой колеснице в битве при Кадеше, опаляя вражеских воинов своим огненным дыханием.

Но не только огонь был ее оружием – она уничтожала врагов и из своего лука. Из всех богинь-стрельцов в египетском пантеоне Сехмет была самой страшной. Ее «семь стрел» персонифицировались как семь посыльных, которые несли чуму и разрушение.

Фараон XII династии Сенусрет III (ок. 1878-1841 гг. до н.э.) в одном из гимнов назван тем, «кто пускает стрелу, как это делает Сехмет».

Египетские владыки не жалели сил и средств, чтобы обеспечить благосклонность этой богини. До нас дошел фрагмент известнякового рельефа из долинного храма в Дашуре фараона IV династии Снофру (ок. 2613-2589 гг. до н.э.), который был великим строителем пирамид . На рельефе голова правителя Египта расположена рядом с мордой богини-львицы, по-видимому, Сехмет. Земной владыка как бы вдыхает божественную жизненную силу, исходящую изо рта богини.

При фараоне V династии Сахуре (ок. 2487-2475 гг. до н.э.) в Абусире было построено святилище-храм в честь Сехмет.

Фараон Аменхотеп III – почитатель Сехмет

Однако самым страстным почитателем богини проявил себя фараон XVIII династии Аменхотеп III (ок. 1402-1364 гг. до н.э.). Более 700 статуй Сехмет были установлены к югу от большого храма Амона в Карнаке в зоне Мут на берегу озера Ашеру, а также в заупокойном храме фараона (Kom el Heitan) в западных Фивах.

Долго считалось, что сам фараон приказал установить статуи в обоих местах, но сегодня большинство ученых полагает, что первоначально все статуи стояли вблизи заупокойного храме Kom el Heitan. Там они явились частью крупной скульптурной программы Аменхотепа.

Эти большие статуи (их высота иногда превышает 2 метра) вырезаны из черного гранита или диорита. Твердость камня, из которого сделаны статуи, само их количество наглядно говорит о том колоссальном камнетесном труде, который был выполнен древними египетскими мастерами.

Cтатуи изображают богиню-львицу сидящей или стоящей. В одной руке она, как правило, держит анх – символ жизни, в другой иногда скипетр в виде ростка папируса - символ здоровья и Нижнего Египта.

Позже часть этих статуй была демонтирована с первоначальных мест и установлена в других египетских храмах и святилищах (немало из них попали в египтологические музеи всего мира).

Египтологи, в частности французские, предполагают, что первоначально у храма было установлено две серии статуй по 365 богинь-львиц в каждой. Ежедневные обряды, выполняемые перед каждой статуей, следовали за движением звезд и курсом солнца. Нильская долина зависела от состояния этих природных явлений, определяющих время и сроки разлива великой реки. Аменхотеп III, видимо, полагал, что таким образом обеспечивается закон и порядок мироздания – маат.

Также он, вероятно, надеялся, что такая концентрация статуй богинь обеспечит защиту страны от внешних врагов, эпидемий и неурожая.

Целительница и покровитель врачей

Если чума шла на Египет, ее, как говорили, нес «посыльный Сехмет». Египтяне полагали, что если Сехмет могла насылать болезни, то она была также той, которая могла защитить от них и вылечить в случае заболевания.

У нее была власть отразить мор, она могла проявлять себя как медицинское божество и богиня исцеления, получив эпитет - «хозяйка жизни».

Таким образом, священники Сахмет были связаны с медициной и волшебством, а сама богиня стала считаться покровителем врачей. Ее жрецы считались знатоками медицины и квалифицированными врачами. Один из папирусов, например, приписывает этим священникам детальное знание сердца.

Жрец, обращающийся с молитвами к Сехмет с просьбой о выздоровлении больного, был неотъемлемой частью всего процесса лечения, наряду с практическими действиями самого врача (жреца), который также находился под покровительством богини.

Как верили египтяне, амулеты и изображения богини могли способствовать выздоровлению. Например, ее изображение на стене храма Сахура в Абусире наделялось способностями магического и удивительного излечения страждущих.

Поскольку у Сехмет доминируют агрессивные и опасные черты, ее изображения могли, естественно, вызывать и чувство страха или тревоги. Причем не только у древних египтян. Известная статуя Сехмет, которая ныне находится в храме Птаха в Карнаке, была сломана в начале XX века местными жителями, которые боялись, что она может принести вред их детям.

Сехмет и «далекая» богиня

Египетские мифы в разных вариантах содержат рассказ об убежавшей в Нубию «далекой» богине в облике львицы, которая потом была возвращена в Египет. Такой сюжет содержится в рассказах о Мехит, которая была поймана и возвращена богом Онурисом , ставшим ее мужем. Тефнут, богиня влаги, также была возвращена из Нубии богом воздуха Шу.

Схожее повествование имеется и о Сехмет. Рассерженная богиня-львица убежала в Нубию. Ее отец, бог Ра, пытается вернуть свою дочь в Египет. Однако разъяренная Сехмет убивала каждого посланца, посмевшего к ней приблизиться.

Тогда боги, чтобы умиротворить львицу, пускают в ход музыку и танцы. Завороженная громкой музыкой и танцевальными движениями богов, Сехмет окунается в воды Нила вблизи первого порога и превращается в красивую женщину. По другим вариантам этого мифа она напивается и превращается в умиротворенную Бастет или Хатхор.

Ежегодно египтяне в период разлива проводили «Праздник опьянения», цель которого состояла в том, чтобы преобразовать неистовую солнечную львицу в умиротворенную богиню. Здесь теологи использовали определенные параллели между наступлением воды во время паводка и тем пивом, окрашенным под цвет крови, которое разливают боги, чтобы обмануть Сехмет.

В этом праздновании, в ходе которого египтяне употребляли алкоголь и веселились, был воплощен сельскохозяйственный вариант мифа вечного оживления природы. Кровь и пиво (вино) были тесно связаны в египетской мифологии.

Иконография Сехмет: богиня с головой львицы

Она обычно изображается как женщина с головой львицы. В Новом царстве она приобрела диск солнца, урей, знак анх и скипетр папируса как признаки.

Иногда, когда упор делается на ее связь с Хатхор, она изображается держащей систрум – музыкальный инструмент богини Хатхор.

Как богиня войны, защитница Ра, Осириса, фараона и всего Египта она иногда держит в ругах ножи (кинжалы).

Она часто носит длинный парик, который в определенной мере уравновешивает солнечный диск на ее голове.

Длинное платье, которое носит богиня, часто окрашено в красный цвет. С одной стороны, красный цвет был цветом Красной короны и символом Нижнего Египта, с другой стороны, красный цвет – цвет крови, подчеркивающий воинственный характер богини.

Иногда на каждой груди богини изображалась по розетке - они были астрономическим символом созвездия Льва.

Однако в целом изображения Сехмет трудно отличить от других богинь с головами львицы, имеющим схожую иконографию.

Этот большой выставочный зал был создан по проекту главного архитектора Государственного Эрмитажа А.В. Сивкова на месте помещения Главного буфета Зимнего дворца в 1940 г.
Сейчас в зале расположена выставка, посвященная культуре и искусству Древнего Египта. Cобрание памятников Древнего Египта - монументальная скульптура и мелкая пластика, рельефы, саркофаги, предметы быта, произведения художественного ремесла - позволяет представить облик великой древней цивилизации практически на протяжении всей ее истории с IV тыс. до н.э. до начала н.э.
Статуя Аменемхета III (19 в. до н.э.) - единственная полностью сохранившаяся каменная царская скульптура в собрании Эрмитажа - является ярким образцом древнеегипетского портретного искусства.
К числу шедевров музея относятся огромная гранитная статуя богини Мут-Сохмет из храма в Фивах (конец XV в. до н.э.) и деревянная статуэтка жреца (конец XV - начало XIV вв. до н.э.)

Зал Древнего Египта


Зал Древнего Египта


тела начальника гончаров Пепи
Описание:
Оскуднение гробниц по части рельефных изображений последовавшее в конце Древнего царства привело к распространинию стел - каменных плит с гробничными изображениями, главным образом сцен трапезы.
Канонические надписи содержащиеся на стелах включают так называемую "жертвенную формулу" иногда "формулу обращения к живым", имена и титулы владельцев стел и их близких, нередко изображаемых вместе с ними на памятниках.
Стелы были не только принадлежностью гробницы. Их помещали в храмы посвящённые различным богам. Так огромное количество стел Среднего царства происходит из Абидоса - места культа бога мертвых Осириса. В этом городе каждый египтянин хотел иметь свой памятник заупокойного назначения - будь то стела, статуя, статуэтка или небольшое подобие жертвенной капеллы. Стела Пепи происходит из Абидоса.


Боги Древнего Египта. Амон, Хонсу и Мут
Описание:
Асон - бог Фив, впоследствии Амон-Ра, верховное божество Египта.
Хонсу - бог луны.
Мут - супруга Амона, мать Хонсу.


Заупокойные статуэтки
Описание:
Слева - заупокойная статуэтка госпожи дома Мутри (дерево, XV в. до н.э.)
В центре и справа - заупокойные статуэтки Кен-амона, управителя царским хозяйством фараона Амменхотепа II (алебастр, базальт, XV в. до н.э.)


Боги Древнего Египта. Осирис и Исида
Описание:
Осирис - владыка загробного мира.
Исида с Хором.


Статуэтки из зала Древнего Египта


Статуя фараона Аменемхета III
Описание:
Статуя фараона Аменемхета III является лучшим образцом египетского культурного периода его расцвета. На основании идентичности черт лица этого портрета с лицами сфинксов, найденных на севере Египта в Таниссе, В.С. Голенищев установил, что танисские сфинксы изображают Аменемхета III, а не Рамсеса II, как считали ранее согласно иероглифическим надписям, высеченным на пьедесталах сфинксов. Фараон Рамсес II, узурпируя сфинксов, заменил имя Аменемхета III на собственное.


Статуя бога Осириса
Описание:
Оси́рис (греч. Ὄσῑρις — грецизированная форма египетского имени Усир) — бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии. Иногда Осирис изображался с головою быка.

Согласно упоминаниям в древнеегипетских текстах и рассказу Плутарха, Усир был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Изиды, братом Нефтиды, Сета, отцом Гора, Анубиса. Он был четвёртым из богов, царствовавших на земле в изначальные времена, унаследовав власть прадеда Ра-Атума, деда Шу и отца Геба. Усыпальница Осириса находилась в Абидосе.

Царствуя над Египтом, Осирис научил людей земледелию, садоводству и виноделию, но был убит своим братом, богом Сетом, желавшим править вместо него. Жена Осириса, его сестра Изида, нашла его труп и стала оплакивать его вместе со своей сестрой Нефтидой. Ра, сжалившись, посылает шакалоголового бога Анубиса, который собрал рассыпавшиеся (а по другому варианту — разрубленные Сетом) части Осириса, набальзамировал тело и запеленал его.
Исида же в виде соколицы опустилась на труп Осириса и, чудесным образом зачав от него, родила сына Гора. Гор и зачат и рожден для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца. В то же время он считает себя и единственным законным наследником последнего.

После длительной тяжбы Гор признается правомочным наследником Осириса и получает царство. Он воскрешает Осириса, дав ему проглотить свое око. Однако Осирис не возвращается на землю и остается царем мертвых, предоставляя Гору править царством живых.


Саркофаг Нана,жреца бога Птаха,розовый гранит,XIII в. до н.э.Мемфис

Соединив в себе в различные времена, в силу различных причин, культы царя, умирающего и воскресающего бога производящих сил природы, Нила, быка, луны, загробного судьи на страшном судилище, миф об Осирисе впитал в себя отражение религиозных представлений ряда последовательных этапов развития египетского общества.

Корнями же своими миф Осириса глубоко уходит в эпоху родового общества, из представлений и обрядов которого развиваются впоследствии, в связи с изменением общественных отношений Египта, и характернейшие черты культа Осириса: культ царя и культ бога производительных сил природы. Черты культа бога производительных сил природы проступают в мифе Осириса очень ясно.
Настенная роспись с Осирисом

Корона, которую носит Осирис, сделана из стеблей папируса, его священная ладья также сделана из этого растения, и его символ джед состоит из вставленных одна в другую нескольких связок тростника. Далее, Осирис всегда изображается с тем или иным растением: из пруда перед его престолом растет или лотос или ряд деревьев и виноградная лоза; иногда увит гроздьями винограда и весь балдахин, под которым сидит Осирис; иногда его самого обвивают виноградные лозы.

Точно так же и гробница Осириса не изображается без зелени: то рядом с ней растет дерево, на котором сидит душа Осириса в виде феникса; то дерево проросло через гробницу, обвив ее своими ветвями и корнями; то из самой гробницы растут четыре дерева.


Царица Клеопатра VII
Описание:
Статуя Царицы Клеопатры VII.
Базальт. Вторая половина I в. до н.э.

Клеопатра VII (др.-греч. Κλεοπάτρα, 69 — 30 гг. до н. э.) — последняя царица эллинистического Египта из македонской династии Птолемеев (Лагидов).
Клеопатра VII правила Египтом 22 года последовательно в соправительстве со своими братьями (они же по традиции формальные мужья) Птолемеем XIII и Птолемеем XIV, затем в фактическом браке с римским полководцем Марком Антонием. Являлась последним независимым правителем Египта до римского завоевания и нередко, хотя не совсем правильно, считается последним фараоном Древнего Египта. Широкую известность приобрела благодаря любовной связи с Юлием Цезарем и Марком Антонием. От Цезаря имела сына, от Антония двух сыновей и дочь.

Клеопатра уже при жизни стала героиней легенд; её трагическая смерть ещё более усилила тенденцию к романтизации образа — так что романтический ореол, созданный древнеримскими авторами, и энтузиазм современных кинематографистов мешает объективному взгляду на царицу — несомненно, самую знаменитую из всех женщин античности.

Источники по Клеопатре — Плутарх, Светоний, Аппиан, Дион Кассий, Иосиф Флавий. В большинстве своем древняя историография ей неблагоприятна; существует мнение, что она инспирирована победителем Клеопатры, императором Октавианом Августом и его окружением, стремившимися очернить царицу, представив её опасным врагом Рима и злым гением Марка Антония.
Клеопатра стала одним из наиболее популярных античных персонажей в кинофильмах и литературных произведениях.

Саркофаги Древнего Египта
Описание:
Саркофаги древнеегипетского жреца Па-ди-ист.
Внутренний саркофаг, внешний саркофаг (крышка и днище).
Дерево. X век до н.э.

Писец Маа-ни-амон
Описание:
Статуя писца счета зерна Маа-ни-амона (известняк).
Середина XV в. до н.э.


Богиня Мут-Сохмет

Богиня Мут-Сохмет
Описание:
Статуя богини Мут-Сохмет (базальт). XV в. до н.э.

Сехмет (Сохмет) — богиня-покровительница Мемфиса, супруга Птаха.

Сехмет ("могучая")- богиня войны и палящего солнца, грозное око бога Солнца Ра, целительница, обладавшая магической силой напускать болезни и излечивать их, покровительствовала врачам, считавшимся ее жрецами. Охраняла фараона.
Обладала характером не поддающимся контролю. Изображалась с головой льва, что вызывало её отождествление с Пахт, Тефнут и Баст. Была олицетворением солнечного зноя и разрушительной энергии Солнца, почему на голове ее изображался диск. Как богиня жара, Сехмет представлялась весьма суровой (в частности, об Исиде говорили, что она любезна как Баст, но страшна как Сехмет).
В позднем мифе об истреблении богом Ра непокорного человечества Сехмет (в других вариантах мифа — Хатхор) в качестве ока Ра наслаждалась избиением людей, и только приготовленное богами пиво, на которое Сехмет набросилась и от которого опьянела, заставило ее прекратить резню. Сехмет считалась истребительницей врагов богов.
В период Среднего царства фараоны в качестве защитников Египта от врагов часто сравнивались с Сехмет; поэтому богиня иногда изображалась с мечом в руках.
Некоторые версии мифа о сотворении человечества называют ее создательницей ливийцев и азиатов. Носила эпитет «могучая» или «могущественная».
Носила имена Великая и Владычица пустыни. Была хранительницей мира и защитницей людей. К ней обращались в минуты опасности. Считалось, что ее гнев приносил мор и эпидемии и, когда в Египте разразилась эпидемия чумы, фараон Аменхотеп III приказал изготовить семьсот статуй богини, чтобы умилостивить разгневанных богов. Богине поклонялись в храме Гелиополиса, где жрецы держали священных львов.
Также храмы воздвигались на краю пустыни, где бродили дикие львы.


Стела с изображением управителя царским хозяйством,царского опахалоносца Ипи перед богом Анубисом. Время правления фараона Тутанхамона
Время правления фараона Тутанхамона - I-я пол. XIV в. до н.э.
Оскуднение гробниц по части рельефных изображений последовавшее в конце Древнего царства привело к распространинию стел - каменных плит с гробничными изображениями главным образом сцен трапезы. Канонические надписи содержащиеся на стелах включают так называемую "жертвенную формулу" иногда "формулу обращения к живым" имена и титулы владельцев стел и их близких нередко изображаемых вместе с ними на памятниках.
Стелы были не только принадлежностью гробницы. Их помещали в храмы посвящённые различным богам. Так огромное количество стел Среднего царства происходит из Абидоса - места культа бога мертвых Осириса. В этом городе каждый египтянин хотел иметь свой памятник заупокойного назначения - будь то стела статуя статуэтка или небольшое подобие жертвенной капеллы.


Саркофаги Па-куш,жреца бога Амона дерево, X - XI в.в. до н.э.


Бог Птах и Богиня Сохмет


Скульптурная группа: Писец Шери с женой и сыном.


Зеркало


Стела с изображением военачальника Хар - ем - хеба (впоследствии фараона) перед богами: Амутом,Осирисом,Птахом - Сакаром.



© 2024 yanaorgo.ru - Сайт о массаже. В здоровом теле, здоровый дух